RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Поиск сослуживцев /

         Предлагаем Вам воспоминания о двух днях из жизни авианаводчика, офицера Кандагарской ГБУ (группы боевого управления) 1987-1988гг.и Кабульской ГБУ 1988-1989гг., выпускника Ворошиловградского ВВАУШ 1977 года, кавалера двух орденов Красной звезды, полковника запаса Владимира Леонидовича Воюшина.

 

Записки авианаводчика

26.09.87г.

…Вечером на одной из высот заболел солдат. Состояние критическое, а горушка высокая, и снять самим его невозможно! До темноты меньше часа. Вызвал вертолёты! Сам выходил по пехотному радио на базу в Кандагар, на КП авиаполка, пришлось кричать на ихнего начштаба. Чуть позже снова говорил с КП авиаполка, сами вышли на связь и передали, что выделили пару Ми-8, попросили не подставить под огонь экипажи – они третий раз в Афганистане! На вершину передал, чтобы выбрали площадку 30×30 или хотя бы 15×15, но не рядом с пикообразной шапкой горы. Для пехотных объясняю: она не маркирована, т.е., не обозначена огнями, а, значит, площадка должна быть в стороне от неё, чтобы вертолёт не зацепил лопастями. Я на карте вижу превышение пиков. Подняли с базы Кандагара пару Ми-8 на высоте 3000м. У каждого по две САБ (световые авиационные бомбы). Одна такая бомба висит с горением 8 минут, поэтому их ещё называют «люстрами». Наводил ведущего по карте, прикладывая транспортир для определения курсов! Проинформировал о превышении пика над площадкой, где пехота жгла сигналки, выложенные по углам квадрата. Ведущий пары из-за такого управления подумал, что я сижу на этой горе. Сказал ему, что я внизу! На вершине сигнальными ракетами обозначили себя! Ведущий сбросил САБы и стал на снижении заходить для поиска посадочной площадки. Второго поставил в круг на 3000м. «Люстры» догорели, но экипаж площадку не увидел! Дал команду второму экипажу сбросить САБ с интервалом времени; попросил пехоту подвесить в стороне световой снаряд! Когда горела крайняя «люстра», только тогда ведущий вдруг увидел эту маленькую площадку 15×15м. Она была в ложбине на самой вершине в стороне от пика горы. Ведущий доложил, что сесть не сможет, так как не видно краёв этой «ямы»! А ведь предупреждал пехоту об условиях выбора посадочной площадки! Тупари. Как только ведущий доложил, я ему сразу дал «уход» с набором высоты. Проэшелонировал по высоте пару и отправил на базу! Экипажи выполнили мою команду!

Что тут началось! «Лётчик дурак», не захотел сесть! Авианаводчик тоже такой! И когда я, взяв оперативную паузу, послушал, что у пехоты, оказывается,  вертолёты могут вертикально взлетать чуть-ли не в космос, и оттуда так же вертикально садиться, пришлось строго поправить их познания, прочитав краткую лекцию по аэродинамике и о режиме висения вертолёта. А если б на моём месте был л-т, то заклевали бы?!

27.09.87г.

Только первые лучи солнца коснулись верхушек гор, а внизу ещё было темновато, пришла та же пара Ми-8 и враз сняли больного солдата. Оказалось, в госпитале определили, приступ аппендицита! (Забегая вперёд, скажу, что в 1992г. в санатории ВВС «Адлер» случайно встретился с этим пилотом, и за «рюмкой чая», мы с Серёгой ещё раз возвращались в ту афганскую ночь. А служил он на Дальнем Востоке зам. командира вертолётного полка в Магдагачи. Мы потом редко переписывались, а судьба меня снова забросила в другое место службы, были и личные обстоятельства, связь прервалась и мы потеряли друг друга.)

К 8.00 пришла другая пара и привезла людей, почту, продукты и т.п. На площадке управлял посадкой  Ми-8. Стоял в углу квадрата, и на меня, против ветра, заходил вертолёт! На лбу резинка, а на ней наушник и под горлом микрофон, радиостанция слева на боку и автомат под правой рукой. Садятся они без выключения двигателей. Иногда, когда сам выпрыгиваешь (десантирование посадочным способом), то становишься слева от двери вертолёта и успеваешь принимать ошалевших солдат – десантников, пытающихся сразу резко после высадки забежать влево под задний винт. Принимаешь на грудь, потом разворачиваешь и правой ногой под мягкое место отсылаешь в правильном направлении! Замыкающим у своих солдат выпрыгивает их командир. Затем по радио доклад командиру экипажа об окончании высадки, и отбегаешь сам! После чего командир экипажа просит разрешение на взлёт и, после его получения от наводчика, взлетает! Пришедшая пара села без выключения, второй экипаж сел рядом, там мы неоднократно «проколесили» место!..

 

Афганистан 1987-Москва 2008

 

Полный текст «Записок авианаводчика» расположен на сайте «Багерово» http://bagerovo.narod.ru/index.html  в разделе "Библиотека"

 

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100