RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Поиск сослуживцев /

Первая потеря (из записной книжки командира эскадрильи)

20 апреля 1987 года при проведении операции юго-западнее Кабула первая боевая потеря вертолета, экипаж с ранениями доставлен в госпиталь.

 Остальное -  по памяти…

При подготовке к операции не были учтены особенности пилотирования вертолетов на большой высоте. Время операции - после обеда, высота полета - около 3800м. По маршруту выход на прикрытие площадки десантирования выполнялся из-за хребта с дальнейшим снижением и разворотом над площадкой влево, чтобы замкнуть круг над площадкой и обеспечить прикрытие вертолетов Ми-8 с десантом. Однако, после прохода над площадкой и разворота влево, мощности вертолетов не хватило для набора высоты, так как склон горы резко пошел на повышение. Исчерпав все возможности вертолета (шаг 13 градусов, обороты винта упали до 89%, скорость – 120 км/ч и полет ниже поверхности склона горы), я, как ведущий  группы из 4х вертолетов, даю команду на разворот вправо с последующим набором высоты в свободном пространстве. Перед этим предчувствуя, что может возникнуть такая ситуация, дал команду увеличить дистанцию между вертолетами для обеспечения маневра. Мой ведомый, к-н Яворский, выполнял полет на самой сильной машине в эскадрильи и вполне мог набрать высоту. Наверное поэтому он близко подошел ко мне и, чтобы не допустить опасного сближения, начал разворот влево, когда я дал команду на разворот вправо. После начала моего разворота вправо Яворский решил следовать за мной и начал выполнять обратный маневр с разворотом  вправо. Так как у него была небольшая высота и сильный нисходящий поток, то его вертолет столкнулся с поверхностью склона горы.

Далее последовали действия экипажа Яворского. Увидев, что столкновения с поверхностью не избежать, Яворский выпускает шасси. Вертолет ударяется о склон горы и разрушается таким образом, что хвостовая балка остается на склоне, а остальной корпус вертолета левой стойкой шасси цепляется за валун и повисает над пропастью высотой метров 400 носом вниз пропасти. Экипажи. видевшие падение вертолета, сообщают об этом в эфир. В это время, высадив десант, командир 4 вэ выполняет посадку на месте разрушенного вертолета и высаживает борттехника для осмотра. Борттехник, посмотрев на остатки вертолета, сообщает, что там живых нет, только одно месиво. Минут через 15-20 экипаж штурмовика СУ-25, который находился над этим районом, сообщает, что работает аварийная радиостанция. ПСС, подлетевшая к разбитому вертолету, обнаруживает под этим вертолетом экипаж, подающим сигналы на спасение. Экипаж ПСС умудрился, вися в воздухе на этой высоте высадить группу на небольшой уступ под висящим на одном колесе вертолетом. После этого экипаж Яворского забрали и доставили в госпиталь Кабула.

Яворский чуть позже рассказывал, что после падения он помнит только как мелькали земля и небо. Очнулся от того, что по спине и телу течет керосин. От кабины почти ничего не осталось и он, распустив парашют, спустился по нему на небольшой уступ под вертолетом. Когда сел на этом уступе увидел, что оператор находится на своем месте в кабине оператора. Тогда Яворский поднялся по стропам парашюта назад в вертолет, растормошил оператора и помог ему спуститься на уступ, после этого включил аварийную радиостанцию. Как потом выяснилось, Яворский все эти операции с лазаньями по стропам выполнял со сломанной ключицей. Оператор ст л-т Криворучько повредил колено.

После госпиталя я их отправил в отпуск и больше, чтобы не испытывать судьбу, не давал им летать, хоть они и очень просились. К тому времени бортовые техники не летали, и этой потери удалось избежать. Не улететь вертолету в пропасть помогло какое-то чудо.
7.01.2008г.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100