RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

Между Перу и Эквадором с пугающим постоянством происходят пограничные конфликты, вызванные разногласием по вопросам принадлежности довольно небольших участков земли в горном районе Кордильера де Кондор. При ведении боевых действий в непроходимых джунглях важную роль играет авиация – это и средство доставки десанта, эвакуации раненых, воздушная разведка и огневая поддержка с воздуха. Поэтому успешная борьба с вражескими летательными аппаратами может определить исход конфликта.

22 января 1981 года, в 11:45, экипаж вертолета Ми-8Т ВВС Перу обнаружил, что в район брошенного перуанского наблюдательного пункта с кодовым названием ПВ-22 выдвинулись эквадорские десантники. Для вторжения эквадорцы сосредоточили 120 коммандос, 80 парашютистов и 40 пограничников, которых перебросили вертолетами в Пакуишто Альто, откуда началось выдвижение. Для поддержки своих войск они дополнительно перебросили одну гаубицу американского производства.
Оценив ситуацию перуанское коммандование предприняло первую в истории южной америки крупную вертолетно-десантную операцию. В результате последовавших боев перуанским войскам удалось выбить эквадорские части со своей территории, захватив пост и взяв в качестве трофеев гаубицу и счетверенную зенитную установку 12.7мм на прицепе М-20. Очень заметную роль в конфликте сыграли вертолеты Ми-8Т, которые использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и для непосредственной поддержки войск, израсходовав 250 неуправляемых ракет С-5КО.
За время боев был сбит один вертолет Ми-8Т ЕР-576 ВВС Перу. Это произошло 19-го февраля 1981 года, когда борт пилотируемый экипажем м-ра Пачеко Рубено Палансо, с десантниками на борту, попал под огонь эквадорцев (стреляли из винтовок FAL). Был смертельно ранен пулей летчик-штурман л-т Джулио Понке Антунез де Майоло. Спасая пассажиров командир направил падавшую машину в реку, что смягчило удар и позволило большинству избежать травм. Второй вертолет к-на Джозефа Грахама Аюллона сумел высадить десант под огнем и переломить ход боя.
28 января 1981 года произошел единственный воздушный бой в этом конфликте. Пара эквадорских А-37В с бортовыми номерами FAE384 (летчик к-н Роммель Ромо) и FAE385 (л-т Хорхе Габела) атаковала пару однотипных штурмовиков противника. Перуанцам удалось выйти из под удара и контратаковать, подбив огнем 7.62 мм пулеметов самолет л-та Габела в левое полукрыло. Ряд агрегатов был поврежден, но летчику удалось дотянуть домой.

Во время следующего пограничного конфликта, начавшегося у Альто Сенепа в 1995 году, эквадорцам удалось организовать над районом боев хорошую ПВО (истребительная авиация и недавно закупленные в России ПЗРК "Игла"). Это позволило снизить эффективность перуанских воздушных ударов, что значительно повлияло на исход боевых действий. В этом конфликте Эквадор заявил о уничтожении 13 самолетов и вертолетов противника (2 АВ-212, 1 СН-47, 2 Ми-25, 4 Ми-8, 1 А-37, 2 Су-22, 1 Canberra), только 7 из них были признаны. В свою очередь перуанцы претендуют на 5 вражеских аппаратов (2 Cfir C.2, 2 А-37, 1 Gazelle), ни один из которых оппонентами не подтверждается:

28 января 1995 года, около 9:00 утра, эквадорские военные обстреляли из стрелкового оружия перуанский вертолет Bell-212. Был пробит топливный бак и ранен один из членов экипажа, но летчикам удалось вернуться на базу.

29 января 1995 года, в 13:35, был сбит вертолет Ми-8ТВ ЕР-587 1-й бригады Армейской Авиации Перу. В этот день группа вертолетов вылетела для эвакуации патруля, попавшего под огонь эквадорских десантников у поста Теньенте Ортис. При подлете к району боя, с вершины горы "высота 1298" по вертолету была пущена ракета ПЗРК "Игла". Ми-8 загорелся и упал на перуанской территории, а пять человек на его борту погибли, включая летчика п-ка Луиса Альберто Гарсия Рохаса, летчика-штурмана к-на Аугусто Явера Гутиеррес Мендеса и бортмеханика Викториано Кастильо Велардеса.

6 февраля 1995 года, в 5:30 утра, пропала связь с бомбардировщиком Canberra B. (I). Mk.68 ЕР-257 ВВС Перу. Самолет возвращался после нанесения бомбового удара по Кардильера-дель-Кондор и исчез над районом Коангос, экипаж в составе летчика к-на Перси Филлипа Куба и его помощника к-на Мигеля Алегре Родригеса считается пропавшим безвести. Среди версий причин потери попадание ПЗРК "Игла" и столкновение с горой в плохой видимости.

7 февраля 1995 года, в 14:30, над местечком Тивинза, тремя ракетами ПЗРК "Игла" сбит вертолет Ми-25 ЕР-646 2-й эскадрильи ВВС Перу. Экипаж в составе летчика п-ка Марко Антонио Шеноне Олива, летчика-оператора к-на Рауля Вера Коллахуазо и борттехника пр-ка Эрика Диас Кабреля погиб.

10 февраля 1995 года, около 13:00, пара легких штурмовиков A-37B "Dragonfly" 7-й эскадрильи ВВС Перу, сразу после сброса бомб на позиции противника у н.п. Тивинза была атакована парой эквадорских истребителей  Cfir C.2 эскадрильи 2113. Перуанцы попытались уйти на малую высоту и скрыться в складках местности, но один из них не успел. Умело маневрируя летчик отставшего А-37 уклонился от одной ракеты "Шафрир-2", но был сбит второй. Экипаж в составе п-ка Хилларио Валадареса и к-на Григорио Мендиола катапультировался удачно. Спасательные службы нашли их только на следующий день. Победа записана на счет к-на Маурисио Мата на самолете с бортовым номером FAE905.

10 февраля 1995 года, в 13:30, пара истребителей-бомбардировщиков Су-22м 11-й эскадрильи "Лос Тигрес" ВВС Перу выполняла удар по войскам противника у Тивинзы. На выходе из атаки оба самолета были сбиты, а их летчики п-к Виктор Мальдонадо Бегазо и м-р Энрике Кабаллеро Оррего погибли. По данным ВВС Перу оба Су-22 поражены огнем наземных зенитных средств, тогда как эквадорские источники заявляют что победа принадлежит летчику их истребителя Mirage F-1 FAE807 эскадрильи 2112 к-ну Карлосу Узкатегуи. Отметим, что во время конфликта летчики Су-22 действовали довольно активно, совершив 40 боевых вылетов с налетом 61 час, сбросили около 80 тонн бомб. Кроме того они имели навыки ведения оборонительного воздушного боя и даже привлекались к ведению воздушного патрулирования, например 24 апреля 1992 года пара Су-22м 11-й эскадрильи принудила к посадке в Талара американский С-130 (транспортный "Геркулес" уклонился от курса и не пожелал подчинться командам перехватчиков, после чего летчики Су-22, в 18:01, открыли по нему огонь из 30-мм ВПУ. На борту С-130 два члена экипажа получили ранения, а мастер-сержант Джозеф Си Беард выпал в открытый люк. Американцы сразу стали следовать указаниям перуанцев).

13 февраля 1995 года, огнем зенитного пулемета сбит вертолет Ми-8ТВ ЕР-547 Армейской Авиации Перу. Подбитая машина упала в джунгли у местечка Рио Татанаго. Двоим уцелевшим членам экипажа пришлось пробираться к своим 11 дней! Четыре человека погибли.

13 февраля 1995 года легкий штурмовик A-37B FAE392 эскадрильи 2311 ВВС Эквадора был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2М" во время атаки перуанских позиций у н.п. Куэва-де-лос-Таёс. Вероятно пуск произвел стрелок-зенитчик Иесус Абаль Ябар. Несмотря на серьёзные повреждения левого двигателя экипажу в составе к-на Родриго Рохаса и л-та Маноло Камачо удалось вернуться на базу.

 

Обстоятельства потери истребителя МиГ-29 ВВС Перу не относящиеся к боевым действиям:

13 марта 2001 года, в ходе показательных выступлений, потерпел аварию самолёт МиГ-29 №031 эскадрильи 9-12 ВВС Перу, управляемый летчиком командантом Рикардо Гарсия Телло. После потери управления, в 11:30 минут по местному времени, летчик катапультировался с высоты 200 метров. Неуправляемый самолёт упал и сгорел в 4 км от ВПП, на рисовом поле. Пострадавших нет.
В ходе расследования установлено, что в нарушение РЛЭ самолёта МиГ-29 лётчик произвёл взлёт с отказавшим генератором постоянного тока, в результате чего бортсеть была запитана от бортовых аккумуляторов, обеспечивающих не более 15 минут работы потребителей.
Согласно расшифровке записей бортового накопителя, через 50 секунд после запска двигателей, произошло кратковременное срабатывание табло "Генератор постоянный", сигнализирующее о его отказе. На 5 мин 39 сек разовая команда отказа генератора постоянного тока появляется вновь и длится до конца записи (29 минут 40 секунд от начала записи до столкновения самолёта с землей).
Не смотря на сигнализацию об отказе, лётчик через 3 минуты 41 секунду совершает взлёт и выполняет полёт на БАКК в течение 20 минут!
Согласно отчёта об АП ВВС Перу причиной явились неграмотные действия лётчика при возникновении технических неполадок. Наработка самолёта ППР на декабрь 2000 года составляла: 252 цикла, 151.5 часов. Этот МиГ-29 стал вторым потерянным самолётом, после поступления на вооружение ВВС Перу. Первый МиГ-29 разбился 4-го декабря 1997 года.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100