RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Потери ВВС в Афганистане / Потери авиационной техники /

В начало списка

22 сентября 1986 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома Баграм. Ком. звена к-н Александров Михаил Александрович. При выполнении фотографирования ущелья Горбанд (район нп Бамиан) самолет получил повреждения от разрыва снаряда ЗГУ. Самолет начало вращать вправо. Летчик с помощью педалей сумел остановить вращение, выправить самолет в ГП и выполнить полет на аэродром. При выполнении пробного захода на посадку при выпуске шасси самолет снова начало вращать вправо. Увеличив скорость, летчик вышел в район ВПП и катапультировался над аэродромом. Через несколько минут подобран вертолетом ПСС.

25 сентября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 335-го обвп (Джелалабад). Экипаж к-на А.Гиниятулина осуществлял высадку десанта в районе кишлака Шикадан провинции Нангархар. Возвращаясь с задания, уже на подходе к аэродрому Джелалабад, был поражен двумя ракетами ПЗРК "Stinger" (первый летательный аппарат сбитый этим типом ПЗРК в Афганистане). Борт взорвался в воздухе. Командир экипажа и борттехник л-т О.Шебанов погибли, а летчик-штурман Николай Гернер был выброшен взрывной волной и остался жив. (Поисковый отряд нашел место падения только на следующий день, хотя место крушения находилось недалеко от аэродрома).

25 сентября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Командир вертолета л-т Е.Погорелов. Возвращавшиеся с задания вертолеты, на предпосадочной прямой, были обстреляны ракетами ПЗРК "Stinger". Был сбит один Ми-8МТ. Руководитель Полетов направил садившегося лейтенанта Погорелого в район падения транспортного вертолета, но на Н=150 м в торце полосы его машина так же была поражена и стала терять управление. Летчику удалось совершить грубую посадку, в результате которой вертолет разрушился, а сам командир получил тяжелые ранения от которых скончался в госпитале. Остальные члены экипажа уцелели в катастрофе. Летчик-оператор л-т Валерий Третьяков.

25 сентября 1986 г. повреждение самолета Ан-12бп №11408 1-й аэ 50-го осап (Кабул). В ходе тренировочного полета экипаж при посадке забыл выпустить шасси и произвел посадку "на брюхо". Повреждены два воздушных винта на одной стороне и фюзеляж, после замены двигателей самолет отправлен на капремонт в Ташкент.

2 октября 1986 г. катастрофа самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Штурмовик ст.л-та А.Баранова при выполнении атаки на цель, ночью, столкнулся со склоном горы. Летчик погиб.

6 октября 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ 3-го отряда 205-й овэ (Кандагар). При взлете с площадки в пустыне Дашти-Марго вертолет потерял управление и упал на землю, завалившись на борт. Экипаж не пострадал и был подобран экипажем ведомого.

7 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8 302-й овэ (Шинданд). Выполнявший полет в 180 км от аэродрома Шинданд, вертолет был обстрелян из винтовки "Бур", при выполнении вынужденной посадки машина опрокинулась на борт, никто из экипажа не пострадал.

8 октября 1986 г. катастрофа вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на Е.Полетаева выполнял задачу по прикрытию взлета самолета Ил-76 в р-не аэропорта Кабул. В полете произошел отказ силовой установки, командир попытался увести вертолет в сторону от жилых кварталов и совершить вынужденную посадку, но в результате столкновения с земей командир и летчик-оператор ст. л-т В.Фомин погибли.

9 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 4-го отряда 205-й овэ (Шахджой). Экипаж к-на В.Дубина осуществлял высадку разведгруппы у кишлака Заринкейль, в 52км ю.-в. Шахджоя. Вертолет шедший на посадку на малой высоте с малой поступательной скоростью был поражен выстрелом РПГ, загорелся, просел и коснувшись земли катился по ней. Экипаж и десантники покинули борт, после чего вертолет полностью сгорел. Эвакуировать экипаж вертолетом оказалось невозможно из-за сильного огня с земли и летчикам пришлось пробиваться к своим по земле вместе с разведгруппой.

16 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 2-го отряда 205-й овэ (Фарах). Экипаж осуществлял доставку продовольствия на высокогорную заставу в 13км с.-з. Фарахруда. При заходе на площадку вертолет был подбит огнем ДШК, потерял управление и столкнулся с землей. Погибли командир вертолета к-н Е.С.Зырин, летчик-штурман ст. л-т Ю.Н.Канищев и борттехник ст. пр-к И.П.Коршунов.

17 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-6 280-го овп (Кандагар). Вертолет зам ком аэ м-ра Харькова доставлявший продовольствие из Кандагара в Шахджой, на удалении 90км северо-восточнее Кандагара был поражен ракетой ПЗРК в район подпольных топливных баков, после чего начался пожар. Экипаж получил ожоги различной степени, большинство были контужены. Штурман Владимир Щербаков погиб, когда фронт пламени через радиоотсек выбило в штурманскую кабину, а остальным удалось покинуть вертолет на парашютах.

19 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Командир к-н В.Егоров. При выполнении боевого задания вертолет был сбит, экипаж покинул машину. Оператор ст.л-т Владимир Белошапка приземлился удачно и был спасен, а парашют командира оказался пустым. Возможно неисправность подвесной системы или попадание под винт  погиб.

19 октября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 погранвойск. Вертолет м-ра Ю.Артемова во время выполнения боевой задачи был поражен ракетой ПЗРК. Экипаж погиб.

22 октября 1986 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома Баграм. Полет пары на фоторазведку: ведущий зам ком аэ м-р Суровцев А.И., ведомый старший летчик ст. л-нт Смолин Андрей. Район разведки у границы с Пакистаном (206 км юго-восточнее Баграм Аз=165). Ведущий фотографировал с ККР, ведомый прикрывал с 4хУБ-32. Ведомый наблюдал работу ДШК по ведущему. На высоте Н=300м ведомый почувствовал два удара и в кабину пошел дым, самолет начал терять управление. Отвернув от границы, летчик катапультировался, спустя несколько секунд самолет упал на землю и взорвался. После приземления начался бой между летчиком и духами. Вертолеты ПСО вышли в район приземления, первый вертолет сразу отвернул, ему попали в хвостовой винт, второй вертолет подсел, чтобы забрать летчика, при этом ведущий выполнял атаки против духов из С-5. В нарушении требований, вертолеты ПСО пошли в район работы разведчиков, что и спасло летчика.

26 октября 1986 г. авария вертолета Ми-8 181-го овп (Кундуз). При посадке на аэродроме Кундуз вертолет ст. л-та Никитина начало вращать. Экипаж покинул вертолет на высоте 3-10 м и спасся.

16 ноября 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм). Вертолет ком. аэ м-ра С.Пряникова был подбит огнем ДШК при высадке десанта у кишлака Кар, в 32 км северо-восточнее аэродрома Баграм. Возник пожар в редукторном отсеке и, потеряв управление, борт упал на склон горы, став скатываться по нему. В вертолете сгорели двое десантников и летчик-штурман ст. л-т Е.Пичугин. Один из погибших десантников - командир 2 мср л-т Акрамов Б.А., находясь у проема двери, выталкивал десантников, но сам покинуть борт не успел. Борттехник В.Раевнев, находившийся в проеме двери для обеспечения высадки десанта, успел вывалиться, увернуться от левого колеса и остался почти невредим. Командир вертолета получил сильные ожоги, но был жив. Эвакуацию производил экипаж Ми-8МТ к-на В.Федченко. К сожалению, м-р Пряников скончался через три дня в Баграмском госпитале "Электрон".

20 ноября 1986 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Во время непосредственной поддержки тактического десанта высаженного в 35км севернее Кабула был сбит штурмовик ст.л-та И.В. Алешина. Летчик погиб.

29 ноября 1986 г. боевая потеря 2 вертолетов Ми-24 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Прикрытие Ми-8, доставлявших боеприпасы в р-н оз. Суруби. Выполняя полет на высоте Н=1500 м парой И. Козлович  В. Ксензов были обстреляны в 15км от аэродрома Джелалабад ракетами ПЗРК "Stinger". По ведущему выполнили 2 пуска, а по ведомому 3, в результате оба вертолета были подбиты. Экипаж ведомого ст. л-т В.Ксензов  л-т А.Неунылов погибли, попав под НВ при аварийном покидании борта, а ведущему удалось совершить вынужденную посадку, но вертолет сгорел полностью.

29 ноября 1986 г. боевая потеря самолета Ан-12 №11987 1-й аэ 50-го осап (Кабул). Взлет с аэродрома Кабул для доставки людей и груза нескольких тонн ракет С-24 и 400 кг взрывчатки в Джелалабад. После набора высоты Н=6400м самолет капитана А.Б.Хомутовского лег на заданный курс и на удалении 24 км от Кабула был поражен ракетой ПЗРК "Stinger". Сдетонировал груз боеприпасов на борту и все находившиеся в нем погибли. Экипаж был из 708-го втап: командир А.Хомутовский, летчик л-т А.С.Вологжанинов, штурман ст. л-т Ю.А.Кухта, ст. борттехник ст. л-т Д.Григоров, бортмеханик ст. л-т С.И.Андреенко, радист пр-к Ш.М.Мамедов, стрелок пр-к В.Н.Черкасов.

26 декабря 1986 г. боевая потеря самолета Ан-26РТ №22, 2-й аэ 50 осап (Кабул). После поражения последовательно двумя ракетами начался непроизвольный выпуск закрылков, самолет потерял скорость и перешел в падение, напоминавшее плоский штопор. Все попытки выйти из него оказались тщетными. Командир корабля к-н С.Г. Галкин приказал экипажу покинуть гибнущую машину. Когда очередь прыгать дошла до штурмана ст. л-та Е.Н.Спрингиша, тот экипировался "по-честному": не завязывая, одел шапку-ушанку, взял раскрытый штурманский портфель, не забыл парашютную подушку, которую использовал в полетах для повышения комфорта, и, спросив разрешения у командира, покинул самолет. Спастись удалось почти всем. При этом радист, борттехник, штурман, помощник командира и командир корабля прыгали в аварийный люк, находящийся сразу за кабиной пилотов, а бортоператор воспользовался приоткрытой грузовой рампой. По невыясненным причинам не смог покинуть самолет бортмеханик прапорщик Б.Бумажкин. По некоторым данным происшествие имело место в 60 км от Кабула. Подбор летчиков осуществил Ми-8МТ 50-го осап (летчик-штурман л-т Сергей Письменный, КЗ) возвращавшийся с задания по сопровождению 2-х Ми-6 с грузом. Услышав в эфире о потере самолета, вышли в район падения для подбора, но попали под обстрел из стрелкового оружия. Через 5 минут поиска засекли сигнал аварийного маяка и вышли на сбитый экипаж, подобрав его.

27 декабря 1986 г. боевое повреждение Ан-12БП 930-го втап (Баграм). Груз  4 емкости "РА-2" с бензином. После набора высоты Н=6500м, в 68 км южнее Кабула, самолет капитана Мжельского А.Н. был поражен ракетой ПЗРК "Stinger" в 1-й двигатель. Начался пожар  выгорела большая часть закрылка. Экипаж использовал все средства пожаротушения, но пламя ликвидировать не удалось и участок возгарания только увеличивался. Во время снижения для выполнения вынужденной посадки в аэропорту г.Кабул, стрелоку-радисту рядовому И.Столярову была дана команда на покидание борта, по неизвестной причине он выполнил приказ с значительным опозданием и прыгнул с высоты, когда раскрыть парашют было уже не возможно. Столяров упал по касательной в районе торца полосы и погиб. Самолет произвел посадку благополучно и позже был восстановлен.

декабрь 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на А.Дундича осуществлял перевозку 12 десантников по маршруту Кабул-Гардез, при подходе к пункту назначения машину боком бросило на скальный выступ и поломав лопасти она зависла на уступе. Постепенно Ми-8 стал сползать к обрыву, командир приказал покинуть вертолет десантникам и экипажу, а сам пытался удержать его. Вскоре вертолет упал со склона вниз, перевернулся и загорелся. Остававшийся в кабине А.Дундич получил тяжелые ранения (награжден орденом Красной Звезды). Летчик-штурман Гжибовский, борттехник М.Клочко не пострадали.

Без указания точной даты:

боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (371 орап Чимкент), вылет с аэродрома Баграм. Комю АЭ п/п-к Шамарин Юрий Александрович. При выполнении боевого задания самолет поражен огнем с земли. Полностью разбит гаргрот фюзеляжа от закабинного отсека до киля (12 пробоин). Полный отказ ПНО (не работал не один прибор, не одно сигнальное табло). Работал только двигатель и гидроусилители. Зашел на посадку с помощью ведомого и по ощущениям. С самолета сняли двигатель и то, что уцелело. Самолет списали на боевые потери, так как восстанавливать было нечего.

боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), аэродром Баграм. На газовочной площадке сгорел при опробовании двигателя, 7 пожарным машин пытались сбить пламя, но безуспешно.

К списку потерь 1987 года

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100