RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Потери ВВС в Афганистане / Потери авиационной техники /

В начало списка

4 сентября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-24в 2-й вэ 50-го осап (Кабул). В ходе проведения войсковой операции в ущельи Панджшер потерян вертолет пилотируемый экипажем в составе командира к-на В.Сущевского, летчика-оператора л-та В.Пещерова и борттехника л-та А.Щековича. В результате падения машины никто не пострадал.

9 сентября 1984 г. боевая потеря самолета Су-17м3 №23, 136-го апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Какайды. Пара ком звена Ластухин Владислав, ведомый к-нн Пелих Сергей. Атака цели западнее нп Дашиб. Самолет ведущего при выходе из атаки потерял управление и начал валиться на крыло (либо поражение с земли, либо сказались аэродинамические особенности именного этого самолета - в полку он по управляемости был самым “тяжелым”). Летчик катапультировался и приземлился с превышением прикрываемого с воздуха десанта на 800м. Сразу после приземления вступил в бой. На подмогу, снизу начала подниматься группа десантников, прорываясь с боем наверх. Потеряв трех человек, группа сначала залегла, а затем под превосходящим огнем духов отступила. Вертолеты ПСО из-за сильного огня с земли подойти в район приземления не смогли. Летчик погиб в бою. Лишь на следующий день после обработки штурмовиками и вертолетами данного района (3 полковых вылета), десантникам (группа в составе почти 200 человек) удалось с потерями прорваться в район катапультирования. Были обнаружены тела 3-х погибших десантников (раздетые) и тело летчика в комбинезоне с простреленной правой рукой и разбитой камнями головой.


10 сентября 1984 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Пара ком.звена к-н В.В.Туров - Титаренко наносила БШУ по кишлаку в 40км южнее Джелалабада, по возвращении на аэродром на вертолете ведущего обнаружена значительная пробоина лопасти НВ.


19 сентября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №44 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Экипаж в составе командира к-на С. Анисимова, летчика-штурмана ст. л-та В. Нижника и борттехника ст. л-та Е. Романюты осуществлял перевозку досмотровой группы из 10 десантников 459-й пдр. При обнаружении каравана у о. Суруби вертолет был обстрелян из ДШК. На высоте около 4000 м разрушился хвостовой винт. Экипаж попытался посадить неуправляемую машину, но не смог... Все находившиеся на борту погибли.(Воспоминания однополчан)


21 сентября 1984 г. боевое повреждение самолета DC-10-30 YA-LAS авиакомпании "Ариана". Рейс Кандагар - Кабул, 25 минут после взлета. Самолет, заходивший на посадку в столичном аэропорту, был обстрелян маджахедами ракетой ПЗРК "Стрела-2" и поражен в левый двигатель. Экипажу КВС Вали удалось ликвидировать пожар и призвести вынужденную посадку в Кабуле. Никто из 308 пассажиров находившихся на борту не пострадал.


23 сентябрь 1984 г. боевое повреждение самолета Ан-12 930 втап (Завитинск). В районе аэродрома Зарандж самолет был обстрелян зенитной артиллерией бившей с территории Ирана, в результате попадания снаряда погиб помощник командира ст. л-т О.Волков.


23 сентября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Задание по эвакуации раненых. Экипаж в составе командира к-на В.В. Суслова, летчика-штурмана ст. л-та В.Н. Рощупкина и борттехника л-та В. Шиньковича был ведомым. После того, как вертолет ведущего сел на площадку, к-н Суслов прикрывал его с воздуха, барражируя на малой высоте. В 15:20, с ближней высотки полоснула очередь ДШК, после чего машина загорелась и упала на землю в р-не н.п. Дарх, провинции Бараки. Экипаж погиб, находясь в Афганистане всего неделю.


25 сентября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 41 2-й вэ 335-го обвп (Газни). Во время высадки десанта у н.п. Гардез по вертолетам группы был открыт огонь из стрелкового оружия, борт к-на А.А.Феденко был подбит и пошел на вынужденную посадку. Уже на малой высоте, из-за отказа гидросистем, машина потеряла управление и столкнулась с землей, при падении погиб командир вертолета. Летчик штурман Олег Кураев и борттехник Владимир Журавлев госпитализированы с серьёзными травмами.


10 октября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Полет парой по маршруту Кабул - Гардез. На площадке Бараки высадили авиационного наводчика и стали набирать высоту, в этот момент вертолет свалился в штопор. Командир экипажа к-н В.М.Лебедев и летчик-штурман ст.л-т В.А.Ермохин удачно покинули машину на парашютах и хоть и приземлились на минное поле - остались живы, а борттехник пр-к А.А.Доманский и находившийся на борту военный журналист м-р В.В.Глезденев средствами спасения не воспользовались и погибли. Потеря управляемости, предположительно, произошла в следствии огневого воздействия с земли.


14 октября 1984 г. боевая потеря Ми-6 280-го овп (Кандагар), район аэропорта Кабул. Вертолет был сбит противником в наборе высоты после взлета из Кабула. Ракета ПЗРК попала в хвостовую часть, вызвав пожар. Командир приказал экипажу покинуть неуправляемую машину, пришлось выбивать дверь кабины, заклинившую от перекоса. 5 человек смогли покинуть вертолет на парашютах, но штурман л-т А.А.Крупнов и воздушный радист пр-к Н.А.Шевченко попали в область вращения винта, в результате чего погибли. Бортовой механик пр-к Л.А.Неб. 3 человека из экипажа спаслось.


15 октября 1984 г. боевое повреждение самолета Ан-12бп №11405 930-го втап (Завитинск). Рейс по маршруту Кабул - Хост с грузом одеял и 2-х емкостей с бензином. После посадки на аэродроме Хост самолет, приступивший к разгрузке (успели выгрузить одеяла и одну емкость с бензином), попал под минометный обстрел противника, несколько мин разорвались рядом осыпав самолет осколками (насчитали позже около 150 пробоин, в том числе были пробиты гермокабина, кислородная система, емкость с бензином перевозимая в грузовой кабине, перебита рулевая тяга штурвала ПКК). В результате 5 из 8 членов экипажа получили ранения различной степени. Экипаж по рулежной дорожке выполнил взлет и ушел из под обстрела. Погиб от полученных ранений помощник командира лейтенант А. Логинов, воздушный радист пр-к Н.Пономаренко был тяжело ранен в ногу, а командир в руку. После запуска одного двигателя начали двигаться на старт, запустив два двигателя на рулении и четвертый уже на разбеге. Экипаж полностью: КК к-н Виктор Царалов, ПКК л-т Алексей Логинов, штурман ст. л-т Александр Стретович, ст. БТ ст. л-т Лев Калягин, БТ АДО л-т Константин Георгиади, ВР пр-к Николай Пономаренко, ВСР пр-к Николай Карелин, АМ ряд. Бахтияр Оторбаев.


16 октября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 254-й овэ (Кундуз). Экипаж в составе командира к-на Е. Ряхина, летчика-штурмана к-на А. Захарова и борттехника л-та В. Островерхова выполнял задание по высадке тактического десанта у н.п. Айбак в провинции Баглан. Был ведомым первой пары третьего звена, до него все высадили удачно. При снижении на площадку, приблизительно в 7:00 местного времени, душман из под моста открыл по вертолету огонь из стрелкового оружия, после чего тот потерял управление и упав с высоты 100 метров на землю, недалеко от площадки - разрушился. Экипаж (в ДРА летали чуть больше месяца) и десантники находившиеся на борту, всего 17 человек, погибли.


18 октября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 302-й овэ (Шинданд). Вертолет к-на Рината Газизова выполнял боевую задачу в районе активных боевых действий, когда попал под плотный огонь противника, потерял управление и взорвался в воздухе. Весь экипаж, включая командира вертолета, лётчика-штурмана л-та В.В. Каргашина, борттехников л-та Ю.И. Москаля и пр-ка А.А. Мишина погиб.


27 октября 1984 г. боевая потеря самолета Ил-76М №86739 128-го гв. втап (Паневежис). Самолет м-ра Ю.Ф.Бондаренко совершал рейс Ташкент-Кабул в составе тройки, одновременно с авиабазы Карши шли три Тартуских борта. По полученным душманами разведданным третий заходящий на посадку Ил-76 перевозит в двухпалубном варианте более 200 человек личного состава ВДВ, его и выбрали целью атаки. Экипаж Бондаренко должен был заходить на посадку четвертым, но по случайности вклинился в первую тройку став третьим в очереди и был сбит ПЗРК "Стрела" в 20 км юго-западнее Кабула. Ракета попала между первым и вторым двигателями. Все находившиеся на борту погибли: командир, помощник командира ст.л-т С.М.Кайков, штурман к-н И.А.Гладыш, бортинженер-инструктор к-н А.М.Вакуленко, борттехник АДО к-н А.А.Гурулев, воздушный стрелок пр-к Н.А.Архипов, воздушный радист пр-к Б.Е.Слободян. Временно самолеты данного типа к полетам в ДРА не привлекались, а вся нагрузка была распределена между Ан-12 и Ан-26.


28 октября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 181-го овп (Кундуз). Командир вертолета к-н Е.Сатманов. Выполняли боевую задачу по прикрытию действий мотострелковых подразделений в районе г. Баграм, провинция Парван. Нанес точный удар по крепости занятой душманами, но при очередном заходе на цель вертолет был сбит огнем стрелкового оружия, резко пошел на пикирование и врезался в землю. Экипаж в составе командира, летчика-оператора л-та С. Бахтина и борттехника к-на А. Зюзина погиб. 29 октября для эвакуации тел погибших летчиков в район падения вертолета с высоты, занятой противником возле н.п. Руха (Пандшерское ущелье) выдвинулась мотострелковая рота. В течении двух суток мотострелки вели ожесточенные бои, пытаясь овладеть высотой. Лишь 30 октября, дерзкой атакой, штурмуя неприступную высоту удалось выбить душманов.


8 ноября 1984г. боевая потеря вертолета Ми-24В 280-го овп (Кандагар). Командир к-н А. Савельев, летчик-оператор ст. л-т С. Захаров, борттехник ст. л-т В. Васильев. Экипаж выполнял боевую задачу по сопровождению транспортных вертолетов с десантом и в 28 км юго-западнее г. Кандагар, при полете на большой высоте был подбит. Командир и оператор получили осколочные ранения, отказал один из двигателей, возник пожар, после этого машина стала терять управление и снижаться. Борттехник ст. л-т Васильев пытался помогать управлять раненому командиру, но при посадке отказал второй двигатель и при столкновении с землей вертолет разрушился и сгорел. Когда подоспели спасатели, экипаж еще был жив. Но командир умер по дороге в госпиталь, летчик-оператор - после трехчасовой операции, борттехник через сутки, 9 ноября, не приходя в сознание.


19 ноября 1984 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ №33 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Утром этого дня началась крупная десантная операция в районе Черных гор, в ходе которой высадку ошибочно стали производить в стороне от назначенной и обработанной с воздуха площадки. Вертолеты попали под массированный огонь противника. Больше всех досталось экипажу замполита аэ м-ра А.Малышева - пули ДШК, бившего прямой наводкой, повредили оба двигателя, но командиру удалось увести подбитую машину из опасной зоны и совершить вынужденную посадку на дно ущелья. Сильно никто не пострадал и после покидания борта летчики были эвакуированы вертолетом зам ком аэ м-ра В.Зверева. Позже вертолет введён в строй заменой двигателей и перегнан на базу.


19 ноября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №99 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Экипаж в составе зам ком аэ м-ра А.Малышева (из-за нехватки экипажей снова вылетел в район, где был сбит утром этого дня), летчика-штурмана к-на В.Исакова и борттехника ст. л-та С.Ткаченко совершал третий рейс в ходе десантной операции в р-н Черной Горы. Высадку осуществили удачно, но на взлете попали под огонь ДШК - был поражен правый двигатель, повреждена гидросистема. Командир попытался дотянуть до базы, но в полете отказала основная гидросистема, тогда стали заходить на равнинный участок у 19-го поста на Джелалабадской трассе. Уже на посадке отказала и аварийная гидросистема, вертолет перевернулся и упав на землю взорвался. Экипаж погиб.


19 ноября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Несколько Кабульских экипажей были переброшены в Джелалабад на усиление 335-го обвп для проведения крупномасштабной десантной операции в р-не Черной Горы. При заходе на площадку высадки душманы открыли по вертолетам огонь из стрелкового оружия и минимум из трех ДШК, в результате вертолет к-на Ю.И.Назимкина был подбит. После вынужденной посадки экипаж и десантники покнули борт.


19 ноября 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на В.Курилова, действуя в составе шестерки транспортных вертолетов, осуществлял высадку десанта в р-не Черной Горы. При посадке на подобранную площадку пуля ДШК пробила остекление левого блистера всего на сантиметр выше бронеплиты и смертельно ранила командира экипажа. Управление успел перехватить летчик-штурман л-т А.Куколев, он произвел аварийную посадку, после чего все покинули вертолет и заняв оборону отражали атаки противника, а ночью удалось пробраться к своим и соединиться с основными силами десанта.


27 ноября 1984г. боевая потеря вертолета Ми-24В 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Перелет парой по маршруту Гардез-Кабул. В момент пролета траверза н.п.Бараки по вертолету к-на Ю. Бельтюкова стал работать ДШК, после нескольких попаданий машина потеряла управление и, упав на землю, загорелась. Подоспевшим с ближайшего блок-поста солдатам удалось вытащить командира вертолета и летчика-оператора ст.л-та В.Позднякова. Борттехник ст. л-т В.Гусак погиб.


1 декабря 1984г. боевая потеря вертолета Ми-24В 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Командир вертолета к-н В. Сущевский. В районе Кабула подвергся обстрелу средствами ПВО противника и был подбит. Экипаж покинул гибнущую машину, но прыгавший последним борттехник ст. л-т С.Чухин парашют раскрыть не успел и погиб. Оставшихся в живых командира и летчика-оператора ст.л-та Лушичева Г. С. подобрал вертолета Ми-8,  выполнявший ПСО в этом районе (Командир экипажа Волков Геннадий, летчик-штурман Чумаченко Евгений)


10 декабря 1984г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Панджшерское ущелье. При осуществлении непосредственной поддержки с воздуха действий 682-го мсп, на выходе из атаки, сбит штурмовик ст.л-та В.И.Заздравного. Летчик погиб.

К списку потерь 1985 года

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100