RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Перечень авиационных частей / 280-й Отдельный Вертолетный Полк /

793-й Транспортно-Боевой Вертолетный Полк

Полк сформирован 6 октября 1942 года на аэродроме Монино под Москвой, как 3-й транспортный авиационный полк 2-й авиационной дивизии особого назначения. С первых дней своего существования принимал непосредственное участие в обеспечении боевых операций на Сталинградском фронте, оказывал помощь осажденному Ленинграду, доставляя в город на Неве продовольствие, медикаменты, оружие и боеприпасы, эвакуируя больных, раненых и истощенных голодом ленинградцев.

С марта 1944 года личный состав полка обеспечивал боевые действия частей ВВС 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов. 9 экипажей полка принимали участие в боевых действиях на Дальнем Востоке в ходе войны с милитаристской Японией в 1945 году. Всего за период с 1942 по 1945 год полк совершил 21 000 боевых вылетов. Более 600 военнослужащих полка за годы Великой Отечественной войны были удостоены правительственных наград.

В 1946 году полк передислоцируется в город Кировабад Азербайджанской ССР, где входит в состав Закавказского военного округа.

В октябре 1948 года разрушительному землетрясению подверглась столица Туркменской ССР город Ашхабад. Подземные толчки достигали 10 баллов по шкале Рихтера. Город практически полностью был разрушен. Вся страна участвовала в оказании помощи пострадавшему населению. В этот период 30 экипажей полка выполняли задачи по доставке в район, пострадавший от землетрясения, продуктов питания, медикаментов и другого имущества.

В 1952 году полк перебазируется в город Телави Грузинской ССР, где принимает на вооружение первые вертолеты Ми-4, после чего получает статус вертолетного полка "войсковая часть 78544". Летный состав успешно осваивает новый, тип летательных аппаратов и к 1956 году приступает к плановой боевой подготовке на вертолетах.

С 1950 по 1953 годы многие летчики и специалисты инженерно-авиационной службы полка, выполняя правительственное задание, принимали участие в корейской войне, проявив мужество, решительность и самообладание.

В 1958 году экипажи полка оказывали помощь населению высокогорного грузинского села Омало, сообщение с которым было нарушено из-за схода снежных лавин и эвакуировали население города Грозного, который пострадал в результате наводнения.

В 1963 году на вооружение полка поступили первые тяжелые транспортные вертолеты Ми-6, на которые переучились экипажи двух эскадрилий.

С 1967 по 1977 год летный и технический состав полка привлекался к выполнению специальных заданий в Республике Конго, Индонезии, Марокко, Алжире, Лаосе, Румынии, Сомали.

В 1970 году 20 экипажей полка оказывали помощь населению Астраханской и Волгоградской областей в борьбе с начавшейся эпидемией холеры. Помимо участия в ликвидации стихийных бедствий, в 60-е – 70-е годы полк привлекался к участию в крупномасштабных учениях, таких как «Днепр–67», «Двина–70», «Снежный перевал» и «Удар–73».

13 июня 1971 года у н.п. Арзни потерпел катастрофу вертолет Ми-6 №21, возвращавшийся на базу после выполнения учебного задания. Погибли 7 членов экипажа.

С 1973 года на вооружение полка поступают транспортно-боевые вертолеты Ми-8Т, которые прибыли в Телави с завода в Улан-Удэ.

Особая страница в истории полка – участие в боевых действиях в Афганистане. С 1980 по 1986 год 4 эскадрильи полка прошли здесь суровое испытание. Личный состав оборонял народно-хозяйственные объекты, аэродромы, автодороги, осуществлял прикрытие автомобильных колонн, наносил авиационные удары по базам душманов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга 193 летчика и техника полка были награждены боевыми орденами и медалями. Потери полка составили 19 человек:
Морозов Владимир Иванович м-р 07.03.80
Подлобошников Владимир Николаевич ст.л-т 07.03.80
Борщевитский Александр Сергеевич ст.л-т 10.03.80
Балобанов Виталий Николаевич м-р 17.9.1983
Бураго Вадим Викторович ст.л-т 09.09.1983
Филюшин Юрий Валентинович п-к 24.11.85
Яковлев Александр Викторович л-т 24.11.85
Коновалов Петр Николаевич ст.пр-к 24.11.85
Шамсеев Илдуз Мансурович к-н 06.12.85
Молоденков Юрий Иванович ст.л-т 06.12.85
Мельников Евгений Станиславович л-т 06.12.85
Даудашвилли Роланд Шотаевич ст.л-т 19.01.86
Кузнецов Валерий Евгеньевич ст.л-т 19.01.86
Сергин Сергей Николаевич к-н 19.01.86
Тупица Роман Иосифович к-н 29.06.86


В 1986 году на смену вертолетам Ми-6 пришли тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, которые в короткие сроки были освоены личным составом.

Высокое мастерство, самоотверженность и мужество показали экипажи части в 1986 году при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На вертолетах Ми-26 они выполняли уникальную и смертельно опасную работу – создавали земляной курган на месте разрушенного реактора. С мая по октябрь 1986 года они произвели 125 вылетов на разрушенный реактор. 10 авиаторов полка были удостоены правительственных наград.

В декабре 1988 года сильнейшее землетрясение произошло в Армении. До основании были разрушены города Спитак и Ленинакан. Экипажи части доставляли в пострадавшие районы продовольствие, медикаменты и имущество первой необходимости.

В апреле 1989 года трагические события в Тбилиси привели к обострению во взаимоотношениях между местным населением города Телави и личным составом телавского гарнизона. Ночные обстрелы и забрасывание камнями окон домов офицерского состава радикально настроенными националистами – все это в полной мере испытали на себе военнослужащие полка и члены их семей. Однако, не смотря на практически осадное положение, полк продолжал выполнять поставленные задачи.

В 1989 году вспыхнул вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном. С 1989 по 1992 год летчики полка на вертолетах Ми-26 неоднократно совершали практически боевые вылеты с целью доставки продовольствия и народно-хозяйственных грузов в Степанакерт, а также для личного состава 72-й мотострелковой дивизии, которая дислоцировалась в Нахичевани и практически находилась в осаде. Во время одного из таких вылетов 12 мая 1992 года над селом Вазашен ракетой был сбит транспортный вертолет Ми-26, который совершал рейс Вазиани - Нахичевань, для эвакуации семей пограничников. 6 членов экипажа и два находившихся на борту пассажира погибли:
Командир вертолета м-р Сергей Воеводин;
Помощник командира Александр Автайкин;
Штурман Юрий Комаров;
Штурман-стажер Александр Цыбарт;
Бортовой техник Григорий Местяшов;
Бортовой механик Виктор Литяев.

Ми-26 совершает посадку на стадионе г.Степанакерт (1992 г.)

24 апреля 1991 года ст.лейтенант Ирек Гиматов совершил побег на вертолете Ми-8Т борт №09 793-го полка из Еревана в Турцию. 23-го апреля вертолёт прилетел из Телави в аэропорт Эребуни (Армения) и должен был сразу вернуться обратно, но из-за ухудшения погодных условий остался на ночь. На следующий день погода не улучшилась и перелёт не планировался. Гиматов обманным путём завладел бортовыми ключами и совершил несанкционированный взлёт в 15:35 местного времени. После пересечения государственной границы произвёл посадку в районе города Эрзурум. Турецкие власти предоставили угонщику политическое убежище, а вертолет незамедлительно вернули Советскому Союзу. Это единственный известный случай предательства среди советских вертолетчиков.
Старший лейтенант Ирек Иршакович Гиматов, родился в 1965 году, в ВС СССР с 1982 года. Выпускник Саратовского ВВАУЛ-1986.

Перед выводом из Кахетии больше десятка МИ-26 были заблаговременно, в течение 1991-1992гг, перегнаны на хранение в Торжок.

1 января 1993 года полк был перебазирован в село Кинель-Черкассы, Самарской области, где дислоцируется и в настоящее время. Полку было присвоено наименование "войсковая часть 62977".

В июле-августе 1993 года, после получения ещё 5-ти новых вертолетов (№№44,45,73,74,508(раскрашен под ГА)) с командиром эскадрильи Гариным А.Н. начали планово успешно осваивать небо ПриВО. До момента перевооружения Цулукидзевского(Егорлыкского) полка на Ми-26, почти 3 года полк был чуть ли не единственным в АА и ВВС РФ, где на вооружении стояли Ми-8Т, Ми-8МТ, и 2 эскадрильи Ми-26.

В 1995–1996 и 1999–2000 годах отдельный транспортно-боевой вертолетный полк выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики. Экипажи обеспечивали действия групп десантников в высокогорных районах, перевозили вооружение, военную технику и боеприпасы, эвакуировали раненых и погибших. 63 военнослужащих части за мужество и героизм были удостоены высоких правительственных наград Российской Федерации.
до 1998 года в полку числилось 4 вэ:
1вэ - Ми-8Т
2вэ - Ми-8МТ
3 вэ - Ми-26
4 вэ - Ми-26
В 1998 году количество эскадрилий сократилось до 2-х: 1вэ- на Ми-26, 2вэ - на Ми-8МТ.
В 1999 году добавили 3 вэ (Ми-24), аэр. Бобровка
В2001 году 3вэ сократили.

С февраля 2000 по март 2002 года значительная часть личного состава полка принимала участие в проведении миротворческих операций в Таджикистане, где выполнялись задачи усиления и прикрытия с воздуха пограничных застав, охраны границы с Афганистаном на участках Пянджского и Московского погранотрядов, сопровождения автоколонн и поисково-спасательного обеспечения.

Командиры части:
м-р Чуб
п-к Орлов Ф.Н. - Герой Советсткого Союза
п-к Шкляренко В.Е.
п-к Гуров Н.Г.
п-к Супрун Б.
п-к Шутов С.А.
п-к Лунин
п-к Родионов Г.И.
п-к Филюшин Ю.В.
п-к Этюев
п-к Ходорич
п-к Дупляков С.Ф.
п-к Ермаков С.Ф.
п-к Долматов С.М.
п-к Хайдаров Н.Н.
п-к Петровичев М.И.
п-к Кузьмичёв Г.Н.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100