RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Перечень авиационных частей / 280-й Отдельный Вертолетный Полк /

51-й Отдельный Гвардейский Вертолётный Полк.

В сентябре 1943 года на аэродроме "Полевой" Московского военного округа был сформирован 1017-й Тяжелый Бомбардировочный Авиационный Полк (ТБАП), в составе трёх авиационных эскадрилий по 10 самолётов ТБ-3 в каждой.

Командиром полка назначен гвардии майор Старосельцев И.П.

С октября 1943 года по май 1944 года полк дислоцировался на аэродроме "Добрынское" около города Владимир. С мая по октябрь 1944 года полк базируется на аэродроме города Клин.

Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны и Директивы ГШ от 10.10.44 г. № Орг/6/313659 в октябре 1944 года 1017-й ТБАП переименован в 51-й Авиационно–Транспортный Полк и перебазирован на аэродром "Мигалово" города Калинин. Полк вошел в состав сформированной 21-й гвардейской Авиационно–Транспортной Дивизии 9-го Гвардейского Авиационного Корпуса ВДВ Красной Армии. Новым командиром полка назначен майор Потекаева В.В.

Согласно Указа Президеума Верховного Совета СССР 21 февраля 1945 года полку вручено Боевое Знамя части и присвоено звание "гвардейский". Он стал именоваться 51-й гвардейский Авиационно-Транспортный Полк.

В марте 1945 года экипажи полка перегнали самолёты ТБ-3 в город Ташкент, и получив самолёты Ли-2 и вернулись на аэродром "Мигалово".

3 июня 1945 года дивизия в составе 3-х полков воздушным эшелоном перебазирована с аэродрома "Мигалово" на аэродром "Чита-1".

После перебазирования дивизия вошла в состав 12-й Воздушной Армии. Директивой ГШ от 13.06.45 г. № Орг/10/850337 полк переименован в 51-й гвардейский Транспортный Авиационный Полк.

3 августа 1945 года полк перебазировался на аэродром "74 разъезд". В полку числилось 26 самолётов Ли-2, и 4 самолёта С-47.

С 9 августа 1945 года полк в составе 12-й Воздушной Армии принимал участие в войне с Японией.

За период боевых действий с 9 августа по 2 сентября 1945 года личный состав полка выполнил 576 полётов с общим налётом 1960 часов, из них на экипаж 70 часов, перевезено 700 тон грузов, 3300 человек.

За отличное выполнение боевых заданий во время войны с Японией личному составу части была объявлена благодарность.

7 апреля 1946 года полк перелетел на аэродром "Харбин", с которого выполнял задачи по перебазированию людей и грузов при эвакуации войск с территории Манчжурии.

23 апреля 1946 года полк воздушным эшелоном перебазировался на аэродром "Мучная", где вошёл в состав 54-й Орловской Транспортной Авиационной Дивизии 10-й Воздушной Армии.

В сентябре 1957 года личный состав полка получил задачу сдать самолёты Ли-2 и С-47 и наземным эшелоном перебазироваться в город Александрия, где получил новую авиационную технику, вертолёты Ми-4.

Согласно Директивы ГШ ВВС от 17.08.1957 года часть переименована в 51-й гвардейский Военно-Транспортный Авиационный Полк. Первый командир полка после передислокации в город Александрия – гвардии полковник Юрченко.

17 человек летного состава отправлены в ЦБП Торжок, а 29 человек технического состава на Казанский авиационный завод. К 1 января 1958 года 15 экипажей были полностью готовы к выполнению боевых задач.

Согласно Директивы ГШ ВС от 17.11.1959 г. полк переименовывается в 51-й Отдельный Гвардейский Вертолётный Полк.

С 1963 года на вооружение полка начинают поступать тяжелые транспортные вертолеты Ми-6. К 19.10.1963 года в составе части числятся уже две эскадрильи вертолетов Ми-6 и две вертолетов Ми-4.

В 1964 году летчики полка принимают участие в ликвидации последствий наводнения в Днепропетровской области. Перевезено 4743 человека. За выполнение поставленных задач один человек награжден орденом «Красного знамени», двое – медалями «За отвагу» и 11 человек награждены медалями «За спасение утопающих».

В 1965-1968 годах вертолетчики принимают участие в учениях Киевского ВО «Днепр», проводимых МО СССР.

С 21.08.1968 года по 30.10.1968 года две эскадрильи на вертолетах Ми-4 в составе 20 экипажей, под управлением заместителя командира полка подполковника Романовского А.М., выполняют боевые задания в ЧССР. За время боевых действий выполнено 412 боевых вылетов на сопровождение танковых колонн и перевозку грузов, с общим налетом 2200 часов. За выполнение боевых задач награждены:

- Орденом «Красной Звезды» - 7 человек;
- Медалью «За боевые заслуги» - 8 человек;
- Всему личному составу, принимавшему участие в выполнении боевых заданий, объявлена благодарность Министром Обороны СССР.

В 1969 году полк участвует в ликвидации последствий стихийных бедствий в Узбекистане, Туркмении и на Украине.

В 1970 году часть, за успехи в боевой подготовке, награждена грамотой Главкома ВВС маршала Авиации Кутахова.

В апреле 1972 года 1-я и 2-я эскадрильи приступают к переучиванию на новый вид техники – вертолеты Ми-8. В этом же году полк переведен на новый штат и переформирован в 51-й Отдельный Гвардейский Транспортно-Боевой Вертолётный Полк.

С 1980 по 1989 годы летно-технический состав полка принимает участие в выполнении интернационального долга в Республике Афганистан.

Согласно Директивы МО СССР от 04.01.1980 года эскадрилья подполковника О.М. Кучеренко в составе 112 офицеров, 22 прапорщиков и 14 солдат, на вертолетах Ми-8, направлена в Афганистан, в состав формируемого 50-го ОСАП.

В 1981 году в Афганистан убывает эскадрилья подполковника С.И. Билогана, на вертолетах Ми-6.

В 1982 году в ДРА отправлена эскадрилья под командованием подполковника А.М. Щербакова, на вертолетах Ми-8.

В 1983 году на доукомплектование других частей в Афганистан направляется группа из 10 офицеров и 10 прапорщиков.

В 1984 году в ДРА командируется эскадрилья подполковника В.П. Николаева, на вертолетах Ми-6.

В 1985 году в состав 50-го ОСАП командируется эскадрилья подполковника В.К. Савченко, на вертолетах Ми-8.

Всего 547 человек из состава полка приняли участие в боевых действиях на территории Афганистана, в том числе 96 человек – дважды. За проявленное мужество и героизм награждены:

- Орденом «Боевого Красного Знамени» - 5 человек;
- Орденом «Красной Звезды» - 154 человека;
- Орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст. – 128 человек;
- Медалью «За отвагу» - 15 человек;
- Медалью «За боевые заслуги» - 92 человека.

Во время выполнения боевых заданий в Афганистане из состава полка погибли 11 человек:

майор Шрамко Анатолий Иванович 05.09.1981г.;

прапорщик Андреев Владимир Константинович 09.01.1982г.;
майор Артамин Александр Алексеевич 18.10.1983г.;
ст.лейтенант Вашутин Николай Борисович 18.10.1983г.;
ст.лейтенант Зверев Алексей Владимирович 18.10.1983г.;
ст.лейтенант Чепкасов Юрий Иванович 02.04.1984г.;
лейтенант Ковальский Виталий Анатольевич 02.04.1984г.;
лейтенант Лебедев Виталий Федорович 02.04.1984г.;

ст.лейтенант Астионенко Сергей Александрович 05.07.1984г.;
подполковник Пиянзин Иван Федорович 21.02.1986г.;
лейтенант Емельшин Алексей Анатольевич 02.03.1986г.;

В 1986 году личный состав полка принимает участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. С первого же дня аварии, 14 экипажей Ми-6 и 12 экипажей Ми-8, под командованием полковника А.И. Серебрякова, перебазируются на аэродром Черниговского ВВАУЛ и приступают к выполнению поставленных задач. Выполнено 429 полетов, с налетом над территорией АЭС – 128 часов. Сброшено 764 тонны грузов, перевезено 233 человека. За мужество и отвагу 32 военнослужащих части удостоены правительственных наград.

1 января 1992 года на базе 51-го отдельного гвардейского вертолетного полка с частями обеспечения сформирована 51-я Отдельная Вертолётная Бригада Национальной Гвардии Украины. В состав бригады вошла 13-я отдельная вертолетная эскадрилья. Первым командиром бригады становится полковник Бондарчук Вячеслав Михайлович. На вооружении бригады состояли вертолеты Ми-6, Ми-8Т/МТ/С/ПС, Ми-9, Ми-24В/К/Р/П.

С 17.12.1999 года бригада переходит в подчинение Министерства Внутренних дел Украины.

Согласно Указа Президента от 30.10.2000 года части возвращено звание "гвардейская", которое безосновательно было упущено в период передачи в состав Национальной Гвардии Украины. С этого дня часть именуется 51-я Отдельная Гвардейская Вертолётная Бригада Внутренних Войск МВД Украины.

В настоящее время вертолетчики продолжают нести службу, выполняя все поставленные задачи.


(по информации из пресс-релиза Отдельной Гвардейской Вертолетной Бригады ВВ МВД Украины, с форума вертолетчиков)

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100