RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Афганистан / Поиск сослуживцев /

День 13 ноября 1988 года

        Рабочий день начался обычно. С вечерней постановки боевой задачи на полеты были запланированы вертолеты:
- дежурное звено №1 (ДЗ1) по прикрытию транспортных самолетов Ил-76 - бортовые №№ 22,25,26, 31;
- дежурное звено №2 (ДЗ2) - бортовые №№ 22,08,24, 31;
Запасными вертолетами (ЗВ) были:
- на первую смену №№ 34,37,02
- на вторую смену №№ 34,37,02.
Летали на прикрытие вертолетов Ми-8, на посты, №№ 01,02,34,37;
Барражирование в зоне в 1-ю смену №№ 05,10,15,23;
Барражирование в зоне во 2-ю смену №№ 07,21,27,28.
На воздушную разведку, на ночь, были запланированы вертолеты №№ 31,27 и запасной №37.

    С утра все вертолеты работали по плану. В 10:03, когда я находился на КП ИАС полка (командный пункт инженерно-авиационной службы) и смотрел со 2-го этажа, как дежурное звено выруливало на прикрытие посадки самолета Ил-76, совсем рядом со стоянкой вертолета Ми-24 с бортовым №23 разорвался реактивный снаряд пущенный моджахедами. На излете его не было слышно, так как мешал грохот выруливающих вертолетов. В этот момент через стоянку проходил мой начальник ТЭЧ звена старший лейтенант Князев Владимир Сергеевич.
    Я сбежал со второго этажа КП и поспешил к месту разрыва, чтобы оказать помощь Князеву, а он поднялся с земли и пошел ко мне. Я его остановил, осмотрел со всех сторон и на мое удивление не нашел ни одной царапины. Спросил у него как он умудрился выжить, он ответил что услышал снаряд на излете и сразу упал на землю. Конечно, он был сильно испуган, но не паниковал. Этим ЧП, к сожалению, день не закончился.
   Дальше работа шла своим чередом. Вертолеты выруливали строго по плану, технический состав после их посадки быстро готовил к повторному вылету, заряжая блоки Б-8-В20 реактивными снарядами С-8, пушки 30 мм снарядами и пулеметы патронами 12,7 мм.
     К 13:00 большая часть личного состава перемещалась на обед. Я быстро пообедал и вышел из столовой, а передо мной оказалось много куда-то спешащих летчиков 4-й ВЭ. Спросил одного - куда это вы торопитесь, ответил «порнуху» смотреть. Как только я зашел в свой модуль и закрыл дверь в комнату – услышал мощный нарастающий рев падающего реактивного снаряда. Чисто инстиктивно упал на пол и накрыл голову ладонями. Рядом раздался очень сильный взрыв, после которого я поднялся и быстро выскочил на улицу. Вокруг стояла густая пыль, солдаты лежали около модуля, а в моем направлении шел вялой походкой кто-то из летчиковов 4-й ВЭ. Я его остановил, взял руками за плечи, осмотрел грудь, живот, ноги - все было цело, только на голове волосы были полностью выжжены и щека была задета осколком. Спросил сможет ли дойти до санчасти, он ответил что нет. Поднял лежащих двоих солдат и приказал отвести раненого в санчасть. Они взяли его под руки и повели. Меня удивило, что он такой вялый после легкого ранения, но когда глянул им в след, то увидел что у него кровь текла по спине от в левой лопатки до самого пояса. Потом я увидел разрушенную часть модуля 4-й ВЭ (наши модули были рядом). Подбежал к упавшей стене, там сидел раненый ко мне спиной, опираясь на руки. Подошел к нему, он сказал: "Помоги мне". Внутри комнаты что-то горело и много тел лежало на полу. Я взял раненного под мышки и потянул из огня, а его левая нога осталась на месте, ее отрубило осколками. Человек оказался для меня очень тяжелый и я позвал солдат, сказал чтобы они отнесли его в безопасное место и перетянули жгутом ногу, а оторванную часть так же что бы забрали. Потом вошел в комнату.
   Тяжело конечно передать тот ужас который мне пришлось увидеть. Я только сделал несколько шагов как тут же споткнулся о части тел. Одного офицера убило попаданием в голову, справа от меня снесло со стула взрывной волной молодого лейтенанта. Он сидел, а в голове виднелись несколько осколочных ранений, только крови почему-то почти не было. В левом углу корчились от боли другие ребята. Прямо передо мной, на полу, лежал прапорщик, он смотрел на меня красными глазами и пытался что-то сказать. Не знал я, что ему ответить, попытался как то успокоить, и просил потерпеть. Хотелось услышать его последние слова но, он так и не смог ничего произнести - горло было перебито осколками, иссечены грудь и живот... У меня возникла сильная злость к моджахедам которые это сделали, хотелось их стрелять и стрелять.
   Какое то время я стоял один в этой кошмарной комнате, затем вышел в коридор и крикнул, чтобы тащили одеяла и выносили раненых. Сам подошел к телефону и начал звонить в санчасть. Долго не отвечали, потом ответила одна медсестричка, я говорю - весь медперсонал немедленно в четвертый летный модуль, очень много убитых и раненых. А она отвечает, что все в укрытиях сидят, я сказал чтобы она немедленно всем сообщила. Потом на одеялах начали выносить раненых и убитых.
    Вышел на улицу. На дорожке между модулями и столовой солдаты посадили летчика с оторванной ногой. На коленях около него стоит официантка из столовой, обнимает, гладит голову, сильно плачет и пытается как-то облегчить ему боль. Картина конечно не для синтементальных.
   На стоянке вертолетов 4-й ВЭ разрывается следующий РС, один из начальников эскадрильи (не буду писать кто) закричал: - "всем в укрытие". Я его остановил и говорю: «Чего ты орешь? Нужно раненых спасать», а он, все равно, побежал в укрытие и за ним несколько человек. Но большинство остались спасать ребят. Увидев, что работа по спасению раненых сдвинулась с места и их начали выносить, я побежал на стоянку дежурного звена - теперь нужно выполнять и свои прямые обязанности. Хотелось, что бы мои экипажи уничтожили моджахедов, которые нанесли ракетный удар по аэродрому. Летчики улетели, но обнаружили только пусковые трубы от РС. Снаряды были установлены заранее, их таймеры сработали в обеденное время, когда личный состав принимал пищу.
   После того, как звено поднялось в воздух я опустился в укрытие. Меня начало трясти от увиденного. После очередного разрыва РС пришел в себя. Работа продолжилась.

    В этот день:
1. В полете на вертолете №07 отказала дублирующая гидросистема. Причина: порыв мембраны гидроаккумулятора. Так же на нем отказал радиовысотомер РВ-5. Неисправности устранили методом замены.
2. В полете на вертолете №28 возникла «вилка» оборотов двигателей на «шаге» 9 градусов до 5%. Промыты все фильтры, неисправность устранена.
3. В полете на вертолете №31 сработала противопожарная система, баллоны стравлены. Причина: на предельно малой высоте, на малой скорости при развороте горячие газы из выходного устройства попали на противопожарный датчик. Баллоны заменены. Летчика не обвинял – он выполнял боевую задачу, только ему виднее какой маневр в данной обстановке необходимо совершить.
4. В полете на вертолете №37 пробит отсек "17" лопасти несущего винта. Отсек заменен.
5. Топливозаправщик №49 отстранил от обеспечения полетов по причине грязного топлива.
6. На вертолете №08 параметры полета пишутся не по графику. Оттарировали САРПП-12Д.
7. Перед запуском на вертолете №25 отказала вспомогательная силовая установка Аи-9. Произведена замена.

                                          19 августа 2007г. Подполковник 
                                           запаса Дрон Виктор Иосифович.

При обстреле бандитами жилой зоны аэропорта Кабул погибли:

Прапорщик Ботнарь Василий Трофимович. Воздушный радист Ан-26

Лейтенант Пирогов Сергей Николаевич. Борттехник вертолета Ми-8

Лейтенант Николаев Виталий Павлович. Летчик-штурман вертолета Ми-8

Лейтенант Емец Сергей Андреевич. Летчик-штурман вертолета Ми-8

Капитан Додолин Валерий Павлович. Командир звена Ми-8

Капитан Текнеджи Арут Мнацганович. Борттехник-инструктор вертолета Ми-8

Капитан Комиссаров Александр Анатольевич. Командир вертолета Ми-8

Капитан Шемякин Владимир Александрович. Командир вертолета Ми-8

Капитан Радаев Евгений Расихович. Командир вертолета Ми-8

Старший лейтенант Зеленков Валерий Демьянович. Борттехник вертолета Ми-8

Старший лейтенант Кирикович Василий Леонидович. Командир вертолета Ми-8

Модуль в который 13 ноября 1988 г. попала неуправляемая ракета

 

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100