RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

В ходе израильского вторжения в Ливан, в июне 1982 года, активные боевые действия велись с применением авиации и бронетехники. Благодаря хорошей организации и применению современных образцов западной техники армия обороны Израиля добилась полного превосходства над противником. Краткое описание потерь сторон в данном конфликте приведено ниже (работа в стадии прогресса):


1. Потери ВВС Сирии.

За период с 4 по 11 июня 1982 года потери Сирийцев составили 6 МиГ-23МФ, 4 МиГ-23МС, 14 МиГ-23БН, 11 МиГ-21МФ, 26 МиГ-21бис и 7 Су-22М. Погибло 27 летчиков, 18 получили ранения и 1 попал в плен. Всего за указанный период времени выполнено 811 боевых самолето-вылетов и 126 вертолето-вылетов.


7 июня 1982 года боевая потеря самолета МиГ-23МФ 699-й аэ 17-й бригады ВВС Сирии. В 16:37 с аэродрома Сигаль в воздух была поднята тройка самолетов в составе м-р Иссам Халлях (ведущий), к-н Саид Саид (№2) и к-н Наиф Мерза (№3). Действуя по заранее разработанному плану группа набрала высоту 4000 м и в течение 45 секунд следовала заданным курсом в условиях радиомолчания. Затем ведущий условным сигналом разомкнул группу, уйдя влево. К-н Саид ушел вправо со снижением до высоты 2000 м, а к-н Мерза резко снизился до высоты 100 м. 
Образовался треугольник, повернутый основанием к противнику. На расчетном удалении по команде с ГКП №1 и №2 выполнили разворот вправо со снижением до 200 м, а №3 (ударный самолет) начал набирать высоту. Цель была обнаружена на экране прицела на дальности 25 км (в режиме СМВ), а пуск на 9 км, на встречном курсе (высота цели в момент атаки 1600 м, высота перехватчика - 1300 м). К-н Мерза визуально наблюдал близкий к цели разрыв ракеты. МиГ-23 был выведен из атаки, но его летчик обнаружил на экране БРЛС еще два самолета противника. Он произвел «запрос», начал сближение, захватил цель на дальности 10 км (режим «подготовка») и осуществил пуск на дальности 7 - 8 км. По докладу к-на Мерзы отметка цели пропала. После пуска сирийский летчик отвернул вправо и почувствовал удар, после чего успешно катапультировался из подбитого самолета. По израильским данным единственную в этот день заявку на победу сделал м-р Офер Лапидот из 133-й аэ на истребителе F-15A.


8 июня 1982 года боевая потеря трех МиГ-23БН 697-й аэ 17-й бригады ВВС Сирии. Два звена истребителей-бомбардировщиков (ведущий м-р Муниб аль-Джариди) произвели взлёт с аэродрома Сигаль с задачей нанести удар по колонне техники противника двигающейся на Джеззин. Выход к цели выполнялся на малой высоте с использованием складок местности. Выйдя в намеченный район МиГ-23БН обнаружили цель и после набора высоты 1200 м выполнили бомбометание с пикирования. При выполнении повторного захода на цель противником были поражены оба самолета первой пары. Первым был подбит самолет ведомого Яхья аль-Махамида. Летчик сумел отвернуть на территорию контролируемую сирийскими войсками и катапультировался. Следом был поражен самолет ведущего м-ра Муниба аль-Джариди, который катапультировался над расположением противника у н.п. аль-Мири и попал в плен с травмой ноги (м-р Джариди уроженец г. Хомс, 1949 г.р. стал единственным сирийским летчиком попавшим в плен в июне 1982 года. Предположительно, именно его самолет имел бортовой №2407). Кроме того повреждения получил самолет ведущего второй пары второго звена. Его летчик катапультировался уже на пути домой, над Сирийской территорией.


9 июня 1982 года боевая потеря самолета МиГ-23МФ 699-й аэ 17-й бригады ВВС Сирии. 
В 14.17 с аэродрома Сигаль произвела взлёт пара в составе м-р Самир Нахаз — к-н Рауф аль-Зено. После взлета МиГ-и выполнили выход в район прикрытия на малой высоте. В результате сильных радиопомех летчики перешли на 4-й канал связи. Следуя по долине в правом пеленге в условиях сильной дымки, пара разомкнулась на дистанцию до 5 км. Ведомый потерял ведущего из виду, в районе Бейрута он развернулся на юг. Ведущий доложил, что сбил F-16 и идет на посадку. После этого он на связь больше не выходил и с задания не вернулся (после приема доклада вновь появились сильные радиопомехи). Предположительно столкнулся с горой при попытке уйти от атаки самолетов противника. Ведомый дважды обнаруживал цели (на дистанциях 25 и 18 км), но каждый раз происходил срыв захвата. Сам он по СПО-10 сигналов предупреждения не получал. Произвел посадку на своем аэродроме.


9 июня 1982 года боевая потеря МиГ-21бис ВВС Сирии. Звено в составе п/п-к Аднан Хаджаль (ведущий), к-н Фаур аль-Карут (№2), к-н Мухаммад Нафия Сельму (№3) и л-т Салих Исмаил (№4) произвело взлёт с аэродрома Дмеир имея задачу сорвать налёт вражеской авиации на Сирийские войска в Ливане. Не смотря на применение противником шумовых помех по каналу связи звено МиГ-21 вышло в назначенный район, уклонилось от ракет противника и сблизившись с самолетами типа F-15 вступило в маневренный бой. В ходе боя противником был сбит истребитель к-на Фаур аль-Карута. Летчик до настоящего времени числится пропавшим без вести. В свою очередь к-ну Нафия Сельму удалось ракетой Р-60 атаковать и поразить израильский F-15 (результат зафиксирован на ФКП). Предположительно, именно в этом бою был подбит самолет F-15A №686 пилотируемый м-ром Роненом Шапира. Израильскому летчику удалось довести машину с горящим правым двигателем до аэродрома Тель-Ноф и выполнить там посадку.


10 июня 1982 года боевая потеря шести Су-22М 50-й бригады ВВС Сирии (аэродром Тифор). Ранним утром эскадрилья истребителей-бомбардировщиков была перебазирована в аэропорт Дамаска, поближе к объектам запланированных ударов. Это позволило отказаться от применения ПТБ в пользу увеличения бомбовой нагрузки (было подвешено по 8 ФАБ-500). К работе по вражеским объектам было привлечено 10 Су-22М. Так, два звена (ведущие 
м-р Ахмед Фахри Мушлех и м-р Халед аль-Хамиди),  нанесли удар по позиции передового командного пункта противника, расположение которого было вскрыто частями РТР на горе Джабель Барук. После взлёта из Дамаска, группа, маскируясь горным хребтом, прошла на север и на траверзе цели взяла курс на запад. Удар выполнялся без точных координат цели и без данных о противо-воздушной обороне противника. В результате первое звено потеряло от огня противника один самолет до сброса бомб, и ещё два в процессе отхода от цели. Второе звено так же потеряло три самолета, причем два из них оказались поражены осколками собственных бомб, сброшенных на предельно малой высоте в прямолинейном полете. Из шести летчиков четверым удалось удачно катапультироваться, двое погибли (ведущий второго звена м-р Халед Ахмед аль-Хамиди и к-н Юсуф Ахмед аль-Кабили). Из всей ударной восьмерки на базу вернулся только м-р Мушлех, а лётчик второй четверки Джамаль абу Халед сел без связи на аэродроме Дмеир. Одна пара Су-22М, взлетавшая из Дамаска, нанесла удар по передовым частям противника у н.п. Янта и вернулась на базу без потерь.


10 июня 1982 года боевая потеря пяти МиГ-21бис ВВС Сирии. С аэродрома Дмеир 


11 июня 1982 года боевая потеря двух МиГ-23БН 34-й бригады ВВС Сирии. Пара самолетов в составе ведущего Мухаммеда Радуна и ведомого Яссина аль-Омара произвела взлёт с аэродрома Насирия с задачей нанести удар свободнопадающими бомбами по колонне вражеской бронетехники в Ливане. После взлёта пара вышла к н.п. Ябруд, а затем снизилась и ушла на территорию Ливана. Больше лётчики на связь не выходили. Обстоятельства потери не установлены.


11 июня 1982 года боевая потеря двух МиГ-23МС 67-й аэ 30-й бригады ВВС Сирии. Пара в составе м-р Абдул Вахаб Хайрат и к-н Асим аль-Зоби произвела взлёт с аэродрома Дмеир с задачей перехватить два вражеских самолета-разведчика. Самолеты противника (предположительно F-4 "Phantom") следовали над морем, вдоль побережья Ливана, в направлении расположений сирийских войск. Пара МиГ-23МС на малой высоте выдвинулась на территорию Ливана и после обнаружения противника зашла им в заднюю полусферу. В этот момент из-за сильных помех была потеряна радиосвязь, после чего пара распалась. Ведущий визуально сблизился с целью и выполнил последовательный пуск по противнику двух ракет Р-13М (летчик наблюдал близкие разрывы к цели). После атаки м-р Хайрат начал отход с перегрузкой 9 единиц и почувствовал удар. Катапультировался после потери управляемости в р-не н.п. Бейт эт-Дин. При приземлении летчик получил травму позвоночника и мог попасть в плен, однако на помощь пришел экипаж вертолета SA.342 "Газель" Ибрагима аль-Бани. Вертолетчики атаковали израильские танки в том же районе и наблюдали катапультирование коллеги. Приняв пострадавшего на борт, они доставили его в госпиталь г.Хараста. Самолет ведомого к-на аль-Заби был так же сбит, а летчик катапультировался без осложнений над своими позициями.


2. Потери ВВС Израиля.


6 июня 1982 года боевая потеря самолета A-4N №334 115 аэ ВВС Израиля. Летчик к-н Ахарон Ахьяз в составе группы, в 8:00 утра, наносил удар по позициям артиллерии противника в районе старой крепости «Бьюфорд» у н.п. Набатия. Выйдя в район группа не смогла обнаружить цель, встав в вираж для её поиска. При выполнении повторного захода самолет к-на Ахьяза был поражен ракетой ПЗРК «Стрела». Летчик катапультировался над деревней Арнун и был задержан местными жителями.


13 июня 1982 года боевая потеря самолета Cfir C.2 101-й аэ ВВС Израиля. Два самолёта-разведчика «Мираж» выполняли фотографирование позиций противника в южном Ливане. Сопровождение выполняла пара самолетов «Кфир» в составе п/п-к Шахар  к-н Горлик, которая шла на той же высоте в паре километров впереди разведчиков. В районе Сирийско-Ливанской границы лётчики получили предупреждение о захвате их ЗРК, но проигнорировали сигнал, так как по данным разведки район где они находились был свободен от ПВО противника. Часто сирийцы брали израильские самолёты в захват, но затем не стреляли из-за превышения параметров пуска, поэтому лётчики «Кфиров» продолжили прямолинейный полёт, что бы не мешать процессу фотосъёмки ведомой пары. Срийцы выпустили ракету ЗРК С-75 по ведущей паре, которую израильтяне в последний момент заметили и применили маневр. Но в результате близкого разрыва самолёт к-на Дрора Горлика получил осколочные поражения, которые повредили топливную магистраль и трубопроводы гидросистем. Пара прекратила задание и взяла курс на аэродром Рамат-Давид. Уже на посадке давление в гидросистемах упало до нуля и после потери управления к-н Горлик катапультировался.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100