RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

             В начале 1950-х годов ВВС Египта распалагали небольшим парком подержаных поршневых бомбардировщиков Авро "Ланкастер" и Шорт "Стирлинг", уже не отвечавших требованиям времени, поэтому в числе первых образцов вооружений заказанных у Советского Союза, после подписания договора о дружбе и сотрудничестве, стали фронтовые бомбардировщики Ил-28.  В 1956 году первая партия Ил-28 прибыла в Египет, положив начало эксплуатации этих замечательных машин на Африканском континенте. В этом же году самолетам пришлось поучаствовать в боевых действиях, во время отражения тройственной агрессии. Экипажам, не успевшим освоить новые самолеты, пришлось выполнить несколько плохо скоординированных вылетов против израильских объектов, но после вмешательства Английской и Французской авиации оставалось только эвакуировать уцелевшие самолеты на юг страны и в Саудовскую Аравию. Во время перегоночного полета 4-го ноября 1956 года потерпел катастрофу один Ил-28, летчик которого п-к Махмуд Мустафа Хилми Исмаил погиб (штурмана и стрелка на борту не было). Часть машин была уничтожена на аэродромах в результате ударов авиации противника.
 


 
Полковник Махмуд Мустафа Хелми Исмаил

    Немало поработали Ил-28 в составе контингента египетских войск в Йемене. В октябре 1962 года эскадрилья бомбардировщиков, неприхотливых к качеству покрытия аэродромов, была отпралена в эту страну. В ходе боевых действий экипажам Илов пришлось заниматься нанесением воздушных ударов по лагерям и базам "роялистов", в том числе и находящимся на территории соседней Саудовской Аравии. За период с 1962-го по 1967-й годы в этой стране погибли четверо летчиков и штурманов летавших на этом типе: ст.л-т Мохаммад аля Махмуд, к-н Абд эль-Мунейм аль-Нхарауа, л-т Наджи Рафат и ст.л-т Саиф Хафез. Так, экипаж к-на Абд эль-Мунейм Имам Реджепа аль-Нахарауа погиб в результате крушения Ил-28 на взлёте с аэродрома Ходейда 17-го июня 1967 года.


 

 Обратите внимание, что первые Ил-28 вместо бортовых номеров несли буквенную нумерацию


К июню 1967 года ВВС Египта располагали парком из 50 фронтовых и дальних бомбардировщиков (прим. еще одна эскадрилья Ил-28 находилась в Йемене, она не учтена в этой цифре), причем, если все 23 самолета Ту-16 имели 100% боевую готовность, то из 27 Ил-28 четыре были не исправны (боеготовность в пределах 85%, то есть ниже среднего процента боеготовности по ВВС Египта, который  составлял 87,5%).
      Утром 5-го июня у экипажей Ту-16КС были запланированы тренировочные полеты с авиабазы Бени-Суэф, в которых приняли участие 5 бомбардировщиков. Они произвели взлет в 9:10 местного времени и выстроившись группой, лидером которой был командир бригады Мохамед Хосни Мубарак (будующий президент страны), направились в район пустыни Файюм. Уже в воздухе летчики получили предупреждение диспетчера о том, что вражеские самолеты атаковали авиабазу Бени-Суэф и запасной аэродром Каир-Вест и что посадка на них не возможна. Из всех не пострадавших аэродромов пригодными для посадки Ту-16 оказались только Асуан и Луксор. Следовать в Асуан Мубарак не решился, так как находившаяся рядом плотина считалась особо важным объектом и прикрывавшие её ЗРК могли сбить любой приближающийся самолет не разбираясь свой он или чужой.    Поэтому вся группа произвела посадку в Луксоре, попав под удар второй волны израильских самолетов... Домой летчики возвращались поездом. В течение первого дня боевых действий все самолеты Ту-16 и большинство бомбардировщиков Ил-28 были уничтожены или серьезно повреждены на аэродромах. Летчикам уцелевших Ил-28 удалось выполнить за шесть дней боев несколько десятков боевых вылетов, при потере одного самолета: 8 июня 1967 года экипаж капитана Ханафи Махджуба был лидером группы из трех бомбардировщиков, взлетевшей с аэродрома Каир-Вест для атаки колонны вражеской техники двигавшейся по дороге Бир эль Абейд - Румана. После сброса бомб самолет Махджуба выполнил дополнительный заход, для контроля результатов удара, в ходе которого был обнаружен подошедшими израильскими "Миражами" и сбит огнем пушки. Все находившиеся на борту погибли.
          Кроме египтян в этой войне задействовали свои бомбардировщики и Иракские ВВС. 6-го июня 1967 года с авиабазы Хаббания на задание отправились два бомбардировщика Ту-16 10-й эскадрильи. Первым взлетел капитан Фарук аль-Тай (помощник командира л-т Мажид Аббас Джумаили), а следом капитан Хуссейн Мохаммад Хуссейни (курд по национальности). Самолет аль-Тая после пересечения израильской границы был обнаружен и атакован вражеским перехватчиком над городком Нетанья. Выпущенная "Миражом" ракета попала в левое полукрыло, после чего бомбардировщик был вынужден избавиться от груза бомб прямо над центральной улицей этого населенного пункта. К счастью, поврежденному самолету удалось долететь домой, а вот экипажу второго Ту-16 с бортовым №511 не повезло  – еще до сброса бомб самолет был поражен огнем 40-мм зенитной артиллерии (L/70) 881-го дивизиона. Проявив настоящее мужество иракцы направили загоревшуюся машину на вражескую военную базу... В составе погибшего экипажа были командир корабля капитан Хуссейн Мохаммад Хуссейни, его помощник ст.л-т Фаэк Альван, штурман л-т Гази Рашид, второй штурман л-т Сабих Абд аль-Керим, бортстрелок сержант Рашид Адхам и стрелок-радист Гани Юхья. Все они посмертно удостоены высших наград Родины.   

В ходе «войны на истощение» египетские Ил-28 изредка наносили удары по израильским прифронтовым и тыловым объектам. Первый дальний рейд был выполнен в ночь с 22 на 23 января 1970 года, около 1:30 местного времени, в ответ на действия израильских десантников высадившихся на островке Шаодан. Одиночный бомбардировщик вышел на малой высоте к оазису Эль-Ариш и сбросил 12 бомб. По израильской информации никаких военных объектов поражено не было, а пострадали 4 дома и получили ранения двое местных жителей. Ночью ранее Ил-28 бомбили и сам остров Шаодан, точнее его часть захваченную израильтянами.

Темное время суток чаще всего позволяло египтянам выполнить задание без потерь, так как летчики ВВС Израиля имели слабые навыки полетов ночью и в сложных метеоусловиях. Впрочем, освоение ночных полетов и для египтян было не простой задачей. Например в ходе учебного ночного маловысотного удара по условному аэродрому у Мерса-Матрух 20-го декабря 1969 года столкнулся с землей самолет Ту-16 майора Фаэк Фараджа Саадани. Самолет шел в группе из 9 однотипных машин и из-за неисправности радио-навигационного оборудования уклонился на 15 км от расчетного курса и на скорости 600 км/ч столкнулся со скалой. О неисправности было известно уже на земле, но экипаж отправился в полет, так как днем ранее уже успешно выполнял точно такое же задание...

Единственный ночной рейд, в ходе которого израильским истребителям удалось перехватить противника состоялся в ночь на 25 апреля 1970 года. Целью оказались два бомбардировщика Ил-28 возвращавшиеся на базу после бомбардировки объектов у Эль-Ариш. Первым был сбит самолет майора Мохамеда Джаввада, он сам, его штурман Мухамед Абдулла и стрелок Мухамед Фикри погибли. Летчикакм второго бомбардировщика пришлось покидать поврежденную машину над морем в 20 километрах северо-западнее Порт Саида. Около суток командир экипажа Анис Ходдер находился в воде, после чего был эвакуирован патрульным катером, а его штурман Мохамед Дарвиш и стрелок Самир Джиргис погибли. В ходе этого налета египтяне беспрепятственно применили оружие, но не смогли точно опознать цель – бомбы ФАБ-100 поразили фабрику по изготовлению льда, не задев военные объекты. Уже возвращаясь домой экипажи бомбардировщиков заметили огни автоколонны противника двигавшейся по прибрежной дороге и решили выполнить атаку на нее используя огонь пушек, именно эта задержка позволила израильским летчикам успешно перехватить египтян... Победы на свой счет записали командир 201-й эскадрильи майор Шмуль Хец и летчик 119-й эскадрильи Амос Амир.


Капитан Мохамед Саад Абдулла (слева), родился 15 августа 1943 года, после окончания школы Эль-Зафарана в Аббасии поступил в авиационный колледж на курсы штурманов. В июне 1967 года его самолет был сильно поврежден в ходе боевого вылета, но экипаж сумел вернуться на базу. Участвовал в войне на истощение, погиб 25 апреля 1970 года над лагуной Аль-Бардавиль.
Майор  Мохамед Абдель Джаввад (справа), родился 14 февраля 1936 года, увлекся авиацией наблюдая полеты немецких и английских самолетов над Загазигом во время 2-й мировой войны. Поступил в авиационный колледж в 1954 году. Погиб 25 апреля 1970 года у лагуны Аль-Бардавиль. 

 

Обломки самолета майора Абдель Джаввада на отмели лагуны Аль-Бардавиль.

После потери двух самолетов подразделения оснащенные Ил-28 выполняли только вспомогательные задачи по воздушной разведке ретрансляции и буксировке мишеней. В ходе разведывательных заданий проявился ряд положительных качеств машины. Так, при полетах вдоль канала было зафиксировано несколько пусков ЗРК «Хок» по самолету-разведчику, о которых вовремя предупреждал воздушный стрелок, и летчики во всех случаях успешно совершали маневр уклонения (прим. израильские зенитчики заявляли о уничтожении одного Ил-28 25-го октября 1969 года). Приличная дальность полета позволяла использовать Ил-28 для морской разведки над Средиземным и Красным морями.

Последнее боевое применение египетских Ил-28 было отмечено в ходе «октябрьской войны» 1973 года. В этой войне они вернулись к выполнению своих прямых обязанностей, поучаствовав в бомбардировке опорного пункта «Будапешт». Достоверно известно, что противник понес при этом некоторые потери в живой силе. Более активно использовать "Илы" не позволило их техническое состояние – из десятка самолетов рассредоточенных на авиабазах Каир-Вест и Даруан (в Асуане) только половина находилась в боеготовом состоянии. Единичные Ил-28 прослужили в ВВС Египта до середины 1980-х годов, работая в качестве буксировщиков мишеней для тренировки курсантов факультета ПВО в Александрии.

Значимую роль в начавшихся широкомасштабных боевых действиях сыграла 403-я бомбардировочная бригада генерала Мохаммеда Османа Эль Генди оснащенная бомбардировщиками Ту-16. В 34-й и 35-й эскадрильях эксплуатировали обычные бомбардировщики и постановщики помех, а в 36-й эскадрильи ракетоносцы Ту-16К-11-16. Передача Египетским ВВС 10 ракетоносцев состоялась в ноябре 1971 года, когда экипажи командуемые полковником В.И. Колчиным перегнали самолеты из СССР на авиабазу Асуан. Для переучивания на новую технику были отобраны 12 летчиков ранее летавших на Ил-28 или других модификациях Ту-16, все они к июню 1972 года освоили технику и стали командирами экипажей. В группу вошли: Сайед Самир Ахмед (ушел на пенсию с должности ком.бригады), Мухаммед Рауф Хилми (на пенсии с должности ком.бригады), Мухамед Тмом (на пенсии с должности декана в военном университете), Фатхи Фадель (летал в ГА на А-300, погиб в авиакатастрофе у Луксора 21.09.1987), Гаоли Джордж (погиб в тренировочном полете в 1979 году), Мохамед Кераиди (погиб в тренировочном полете в 1975 году), Юсуф Камаль Рахми, Мухаммед Мустафа Хасан (умер 4.06.2005), Халавани Сабер (погиб в тренировочном полете в 1979 году), Ахмед Маджид Абу Эла, Абдул Хамид Махгуб, Адель Иззат Гиадан. В июле 1973 года 36-я эскадрилья перебазировалась из Асуана на аэродром Каир-Вест, где встретила начало "октябрьской войны". Диспозиция бомбардировщиков перед войной была следующая:
34-я баэ (11 Ту-16) АБ Джанаклис. Комэск Ахмед Самир Сайед Ахмед;
35-я баэ (11 Ту-16) АБ Асуан. Комэск Али Ати Салама;
36-я баэ (10 Ту-16К) АБ Каир-Вест. Комэск Мохаммед Рауф Хелми.  

В первом ударе 6-го октября 1973 года приняли участие 7 Ту-16К-11-16. Ведущий группы командир эскадрильи Мохамед Рауф Хилми произвел взлет с авиабазы Каир-Вест в 13:25, а за ним с интервалами в одну минуту остальные экипажи.  После взлета самолеты разделились на две пары и три одиночных экипажа, выполнявших задачи самостоятельно. Выход в атаку Ту-16 выполняли на высоте 100 метров, затем до рубежа пуска ракет набирали высоту 4000 метров и произведя пуски снова ухадили на высоты 100-150 метров, возвращаясь на базу прямо над улицами Каира. В качестве аэродрома для выполнения возможной аварийной посадки рассматривался только международный аэропорт Каира, где в случае закрытия полосы никак не затрагивались действия военной авиации.

Вечером того же дня пара Ту-16К-11-16 ведущий майор Ахмед Мустафа / ведомый майор Юсуф Рахми осуществила пуски ракет по посту дальнего радиолокационного обнаружения №528 у Шарм-эль-Шейха. Радиолокатор AN/TPS-43 был уничтожен прямым попаданием в 22:06, погибли 4 оператора и водитель.

В последующие дни ракетоносцы осуществили еще ряд успешных атак на объекты противника. Например, 14 октября 1973 года экипаж Мохамеда Кераиди уничтожил израильскую радиолокационную станцию №511, двое операторов при этом погибли. Всего 36-я эскадрилья выполнила 25 пусков ракет КСР и своих потерь не понесла.

 Экипаж ракетоносца Ту-16К-11-16 №4405 на авиабазе Каир-Вест через год после "октябрьской войны"

Бомбардировщики Ту-16 35-й и 34-й эскадрилий в ходе боевых действий осуществили несколько ночных ударов по прифронтовым и тыловым объектам противника. Самым дальним стал рейд на израильскую авиабазу Эцион 10 октября 1973 года. Пара самолетов 34-й баэ ведущий подполковник Самир Сайед Ахмед / ведомый капитан Махмуд Серри с нагрузкой из свободнопадающих бомб совершила обходной маневр над Красным морем, прошла над территорией Саудовской Аравии и Иордании, после чего вышла в район портового города Эйлат. К сожалению обнаружить цель не удалось и пришлось возвращаться на базу пересекая Синайский полуостров. В районе Абу-Родейс (крайняя точка оккупированной врагом территории) экипажи решили избавиться от неиспользованной бомбовой нагрузки. Дальнейшие события развивались по невероятному сценарию: одна из бомб ведущего после сброса сдетонировала  и осыпала осколками оба самолета. Больше всего досталось ведомому, самолет которого потерял управление и упал в горном районе. Экипаж погиб. В самолете ведущего после посадки на авиабазе Асуан так же обнаружили элементы своей бомбы. Подполковник Сайед Ахмед, 2-й пилот л-т Адель Эль Фикки, штурман м-р Мухаммед Талааб видели падение самолета Махмуда Серри и переживали гибель товарищей. Но и противник понес в ходе этого инцидента существенные потери! Часть сброшенных бомб попала на расположение 890-го батальона парашютистов и несколько израильских солдат погибли на месте…
     
В ходе войны был потерян еще один бомбардировщик Ту-16 34-й баэ лейтенанта Мохсен Галеб Шехата. Он был сбит над Египтом зенитной ракетой в результате «дружественного огня»...


После войны самолеты Ту-16 еще долгое время эксплуатировались в ВВС Египта, участвуя в парадах и крупных учениях и как минимум еще один раз побывали в боевой обстановке во время кратковременного пограничного конфликта с Ливией в 1977 году. Поддерживать самолеты в исправном состоянии удавалось благодаря поставкам запасных частей из Китая, где был налажен лицензионный выпуск этих самолетов под маркой Н-6. В начале 1980-х несколько Египетских Ту-16 проходили в Китае капитальный ремонт.

       За годы эксплуатации в мирное время ВВС Египта потеряли четыре машины в различных инцидентах. Одна из катастроф произошла 1-го сентября 1975 года, когда бомбардировщик Ту-16К-11-16 №4403 упал в реку Нил у н.п. Менья. После возникновения пожара в левом двигателе командир экипажа, герой "октябрьской войны",Мохамед Кераиди приказал всем покинуть борт, а сам отвел самолет в сторону от густо населенных районов (самолет упал в реку Нил). Бортовые стрелки и помощник командира л-т Адель эль-Фики успели спастись, а командиру и штурману Самиру Абделю Фаттаху высоты не хватило...
В 1978 году разбился Ту-16 35-й баэ пилотируемый экипажем п-ка Хассан Сакра. Самолет более года простоял на консервации, после участия в пограничном конфликте с Ливией, и облетывался первый раз после ввода в строй.
Ещё более трагично закончилось участие Ту-16К-11-16 36-й баэ в параде посвященному годовщине "Октябрьской войны" - 6-го октября 1979 года в полете столкнулись два бомбардировщика, пилотируемые экипажами п-ка Джорджа Вадих Гаоли и п-ка Хамди Сабер эль-Хальвани. При заходе на посадку в Каир-Вест, после показательного прохода над трибунами, в строй вклинился самолет F-4E объявивший аварийную посадку. Бомбардировщики начали гасить скорость пропуская коллегу и столкнулись на высоте 300 метров. Только часть экипажа п-ка Гаоли сумела воспользоваться катапультами. 
  


Майор Мохамед Кераиди, родился 10 марта 1942 года в Гелиополисе. После обучения в школе Хуссейния поступил в авиационный колледж, который окончил 15 мая 1963 года. Службу проходил в эскадрильи вооруженной самолетами Ил-28. С 1964 года участвовал в боевых действиях в Йемене. С 1971 года переучился на ракетоносец Ту-16К-11-16, став командиром корабля. В ходе октябрьской войны 1973 года осуществил 7 пусков ракет КСР по объектам противника. Погиб 1-го сентября 1975 года в тренировочном полете. 

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100