RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Таджикистан /

Проанализировав опыт применения израильтянами в «шестидневной войне» учебных самолётов «Magister» французского производства, египетское командование решило пойти в 1973 году тем же путём. Из 12 легких учебно-тренировочных самолетов Л-29 «Дельфин» и летчиков-инструкторов летной школы Бильбейс была сформирована резервная эскадрилья, которую предполагалось в случае необходимости задействовать в боевых действиях. Все самолеты были доработаны для подвески 4-х неуправляемых ракет «Сакр» на рельсовых направляющих или двух блоков по четыре ракеты С-5.

Командование «инструкторской эскадрильей» принял майор Хани Хассан. Личный состав был набран из летчиков с большим налетом и опытом боевых действий в предыдущих войнах: Салах Данеш, Кадри аль-Маханауи, Саад Заглуль, Хазем Шеаш, Али Шехати, Ахмад Иззат, Мустафа Хафез, Абу Бакр Хамид, Ахмед Тохами и другие. В первых числах октября 1973 года эскадрилья была перебазирована на аэродром Ком-Аушим, где и встретила начало войны. До 15-го октября группа не совершала боевых вылетов, оставаясь в резерве, а в ночь на 16-е октября неожиданно получила приказ скрытно перелететь на аэродром Бильбейс. Предполагалось задействовать Л-29 для воздушной поддержки египетских войск ведущих напряженные бои у «Китайской фермы», но события стали развиваться несколько иначе…

Утром 16-го октября 1973 года египтяне обнаружили израильские подразделения пересекающие канал в области Диверсоар. Отсутствие в указанном районе боеспособных частей египетской армии сделали невозможным ликвидацию прорыва. В этой критической ситуации для атаки войск противника были задействованы все доступные силы ВВС, в том числе вертолеты и учебно-тренировочные Л-29. Уже 17-го октября летчики «инструкторской эскадрильи» выполнили первые боевые вылеты. В последующие шесть дней группа выполняла по 20-24 боевых вылета ежедневно. Основным применяемым оружие стали ракеты С-5М и С-5К, которые пускались залпом в одном заходе. Тем самым компенсировалась слабая эффективность этих ракет при действии по бронированным целям и уменьшалось время нахождения самолета в зоне действия ПВО противника. Не смотря на небольшую скорость Л-29 выход к цели из-за близости аэродрома Бильбейс к району удара занимал всего несколько минут.

За время боевых действий было потеряно 4 самолета Л-29 «Дельфин», три летчика погибло. Первым погиб командир эскадрильи майор Хани Мухаммед Хассан Абд аль-Рахман. Утром 21-го октября 1973 года он произвел взлёт ведущим четверки с задачей нанести удар по скоплению автомобильной и бронетехники противника в районе переправы. На боевом курсе его самолет был атакован сзади вражескими истребителями, загорелся и упал непосредственно в порядках войск противника. Летчик признан погибшим, хотя его тело так и не было найдено.

В следующем групповом вылете 21-го октября при атаке вражеских войск составом двух четверок огнем стрелкового оружия был поврежден самолет к-на Сами. Пули пробили топливный бак, вызвав утечку керосина. На пробеге после посадки, когда самолет стал замедляться, керосин попал на горячие части реактивного сопла и воспламенился. Летчик освободил полосу и был вытащен из горящего самолета находившимися рядом техниками, сорвавшими фонарь кабины. Не смотря на своевременную работу пожарных самолет получил повреждения исключающие возможность его восстановления. Вечером того же дня над целью был сбит самолет к-на Ахмеда Камаля аль-Тохами, летчик при этом погиб. Кроме того получил повреждения самолет Л-29 №1613 к-на Абу Бакра. Как вспоминал летчик, при следовании к цели на малой высоте они прошли над группой танков, считая что в этом районе не должно быть противника. Но с земли открыли огонь. Попадание пришлось сразу за кабиной, после чего пошел запах пыли и гари. Тем не менее самолет управлялся и двигатель работал нормально, поэтому Абу Бакр продолжил выполнение задания. Повезло и к-ну Аделю – пуля пробила фонарь кабины сразу за головой летчика не задев его. В качестве «сувенира» ему достался кусок выбитого оргстекла…

Утром 22-го октября 1973 года на задание отправились два звена Л-29, лидером которых шел Саад Заглуль. После взлёта группа взяла курс на восток, следуя к р-ну южнее н.п. Фаид. Уже на подходе лидер сделал горку и резко довернул вправо, выведя группу на цель со стороны израильской тыловой территории. Все выполнили пуски РС по технике противника и начали отход от цели. В этот момент в воздухе появились вражеские самолеты, поэтому группа начала выполнение противо-зенитного маневра «змейка». В итоге первое звено вернулось на аэродром без потерь, а во втором звене не вернулся с задания ведомый второй пары Мустафа Мохамед Хафез Мустафа, а самолет ведущего первой пары к-на Осамы был поврежден огнем МЗА (обстрел велся со стороны аэродрома Фаид).

Необходимо отметить, что легкий Л-29 показал себя достаточно стойким к повреждениям самолетом. Технологичность конструкции позволяла быстро восстанавливать различные повреждения. Так, самолет к-на Осамы, совершивший из-за боевых повреждений посадку с не выпущенными шасси был восстановлен за три дня. Самолет Саада Дерини в одном из вылетов получил прямое попадание мелкокалиберного снаряда прямо в двигатель. Обороты упали до 75%, но «раненый» М-701 дотянул до базы.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100