RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

08 сентября 1974 в ходе ночного учебно-тренировочного полёта разбился бомбардировщик Ил-28 ВВС Сомали. Последний раз экипаж докладывал о своем местоположении в 40 км севернее аэропорта Могадишо, после чего на запросы не отвечал. Падение произошло в море, в 10 км от береговой черты. Экипаж из четырех человек признан погибшим (в составе экипажа был советский штурман-инструктор Александр Ворошилов, остальные - сомалийцы). В поисковых работах задействованы вертолеты Ми-8Т и советский эсминец «Бесстрашный», находившийся в Сомали с дружеским визитом.
В конце марта 1973 года ВВС Сомали получили от СССР четыре самолёта Ил-28, которые были доставлены морем и собраны на аэродроме Харгейса. 31.03.1973 самолёты перелетели в Могадишо, а с 04.04.1973 на них начали подготовку местные экипажи.

 

23 января 1975 в 11:35 местного времени произошло столкновение в воздухе двух истребителей МиГ-17Ф ВВС Сомали. В ответ на антиправительственные выступления нескольких шейхов ВВС Сомали предприняли «демонстрацию силы», выполняя групповые маловысотные проходы над кварталами Могадишо. Во время одного из проходов произошло столкновение двух МиГ-ов. Обломки одного истребителя упал в поле у военного лагеря не причинив вреда, а второй самолет упал в торгово-жилой зоне города. В результате катастрофы погибли оба летчика и 8 гражданских лиц. 132 человека получили различные травмы, в том числе 17 серьёзные.


17 июля 1977 в результате атаки передовых сомалийских сил на эфиопский город Дыре Дауа уничтожен самолет F-5E 9-й аэ ВВС Эфиопии. Одиночный самолет был поражен на аэродроме, на стоянке дежурных сил, выстрелом из РПГ.


17 июля 1977 боевая потеря F-5A №665 5-й аэ ВВС Эфиопии. Тройка самолетов наносила бомбовый удар по передовым частям сомалийцев на ю.-в. окраине н.п. Годе. Непосредственно над целью, ракетой ПЗРК "Стрела-2", был поражен самолет ведущего ком аэ п-ка Берхану Кебэде. Ракета попала в левый двигатель, в результате чего на борту возник пожар. После потери управления летчик катапультировался над расположением своих войск и избежал плена.


21 (?) июля 1977 потеря гражданского самолета DC-3 комиссии по оказанию помощи и реабилитации. Самолет управляемый экипажем Мулату Деста осуществлял эвакуацию гражданского населения из зоны боевых действий. После посадки на аэродроме Джиджига на борт была взята группа женщин и детей. Самолет вырулил на ВПП и в этот момент над аэродромом прошла пара МиГ-17 ВВС Сомали. Мулату Деста понял опасность ситуации и незамедлительно начал эвакуацию пассажиров. Когда МиГ-и развернулись и открыли огонь по самолету, на борту уже никого не было. DC-3 сгорел.


26 (?) июля 1977 боевая потеря С-47 ВВС Эфиопии. Самолет управляемый экипажем в составе к-на Ашаоре Мокореу и к-на Варкен-Вольде Мариама выполнял транспортный рейс из Дыре Дауа в Гелади для снабжения окруженного гарнизона. В р-не н.п. Дэгэх-Бур самолет был подбит парой МиГ-17 ВВС Сомали и выполнил вынужденную посадку на территории контролируемой сомалийцами. Экипаж взят в плен.


1 сентября 1977 боевая потеря двух самолетов МиГ-21МФ ВВС Сомали. Пара самолетов в составе ведущего Джанаале и ведомого Барре выполняла боевое задание над областью Огаден. Сомалийцы сорвали налет пары эфиопских F-5E на свои передовые части у н.п. Джиджига и вступили с ними в воздушный бой. В результате боя оба МиГ-21 были сбиты. Летчик Ахмед Кабдилахи Джанаале погиб. Победы одержали летчики к-н Ашенафи Гебре Цадик и м-р Легессе Тефера (эта же пара выполняла во второй половине дня очередной боевой вылет и уже сама потеряла один самолет).


1 сентября 1977 боевая потеря 
F-5E 9-й аэ ВВС Эфиопии. Пара самолетов в составе ведущего к-на Ашенафи и ведомого м-ра Легессе произвела взлёт с аэродрома Дыре Дауа с заданием поддержать с воздуха эфиопские силы, ведущие бой у н.п. Филту. Пара вышла в район и попыталась определить позиции противника и своих войск. Но к данному моменту уже вся область была в руках сомалийцев. При очередном маловысотном проходе пуском ракеты ПЗРК "Стрела-2" был поражен самолет ведомого. Летчик м-р Легессе Тефера увел самолет в сторону и катапультировался, считая что находится над своими позициями. Был взят в плен и освобожден только через 11 лет.


сентябрь 1977 боевая потеря F-5E 9-й аэ ВВС Эфиопии. В ходе нанесения удара по сомалийским войскам у н.п. Джиджига сбит самолет пилотируемый л-том Афеворком Кидану. Летчик катапультировался и был взят в плен. Умер находясь в плену.


сентябрь 1977 боевая потеря F-5E 9-й аэ ВВС Эфиопии. В ходе нанесения удара по сомалийским войскам у н.п. Джиджига
 огнем с земли сбит самолет пилотируемый к-ном Бача Хунде. Летчик выполнил посадку "на брюхо" и был эвакуирован вертолетом UH-1H группы ПСО.


13 (?) сентября 1977 боевая потеря двух МиГ-17Ф ВВС Сомали. В 06:00 утра пара самолетов управляемая летчиками Ахмедом Шиддо (ведущий) и Абубакаром Муусе Гуулидом (ведомый) взлетела с аэродрома Харгейса с задачей атаковать вражеский опорный пункт на перевале Марда, зап. н.п. Джиджига. Выход к цели выполнялся на малой высоте, в складках местности. В самом начале атаки огнем с земли был сбит самолет ведущего. Летчик погиб. Ведомый выполнил четыре захода, сбросив бомбы и работая из впу. В результате долгого нахождения над целью его самолет так же был сбит ракетой ПЗРК "Стрела-2". Летчик катапультировался и с переломом руки попал в плен.


9 сентября 1977 в результате воздушного удара эфиопских F-5A по аэродрому Харгейса был поражен и сгорел самолет Ан-26 ВВС Сомали.


16 (?) ноября 1977 боевая потеря самолета Canberra B Mk.52 
№352 44-й аэ ВВС Эфиопии. Пара бомбардировщиков, действуя в составе смешанной группы, наносила удар по передовым частям сомалийцев занявших н.п. Ялдесса. Над целью, огнем с земли, был поражен самолет управляемый летчиком Месфином Хаиле и штурманом Белете Вондиму. Экипаж сумел привести машину к аэродрому Дэбре Зейт не смотря на отказ гидросистем. Однако все попытки выпустить шасси оказались безуспешными, а выполнить посадку "на брюхо" не позволяла одна не сбросившаяся бомба. Экипаж увел самолет в безлюдную местность и катапультировался.


24 ноября 1977 боевая потеря вертолета Alouette III 14-й аэ ВВС Эфиопии. Вертолет выполнял транспортно-связной полет к линии фронта. Сбившись с курса он оказался над расположением противника и был сбит заградительным огнем стрелкового оружия. Находившиеся на борту эфиопский летчик и советский военный специалист м-р Владимир Соколов погибли.


24 января 1978 сбит самолет-разведчик МиГ-21Р №1076 4-й аэ ВВС Эфиопии, пилотируемый кубинским летчиком п/п-ком Бенигно Гонсалес Кортесом. Самолет поражен огнем сомалийской ЗСУ-23-4 "Шилка" в 13:00 при выполнении фотографирования ближних тылов противника на высоте 300 м. Летчик катапультировался и был подобран вертолетом Ми-8Т ПСО.


25 января 1978 боевая потеря МиГ-21Р №1071 4-й аэ ВВС Эфиопии, пилотируемого кубинским летчиком к-ном Франсиско Сурисом. Самолет поражен огнем с земли при выполнении контроля результатов воздушного удара по объектам у н.п. Сигой, округа Оромия. Летчик успешно катапультировался над своей территорией.


2 февраля 1978, в 10:15, в ходе выполнения боевого задания сбит МиГ-21бис №1063 4-й аэ ВВС Эфиопии, пилотируемый кубинским летчиком зам кэ по летной подготовке к-ном Раулем Хернандес Видалем. Самолет в составе группы наносил удар по замаскированным позициям сомалийских войск у н.п. Харева, когда был поражен ответным огнем ЗА. Летчик погиб.


2 февраля 1978, в 15:30, сбит самолет МиГ-17Ф 4-й аэ ВВС Эфиопии, пилотируемый кубинским летчиком л-том Эладио Кампос Пенья. Наносил удар в группе из шести самолетов по автомобильной технике сомалийцев, покидавших р-н н.п. Харева. Летчик погиб. При попытке эвакуировать летчика был так же сбит эфиопский вертолет UH-1H группы ПСО, его экипажу удалось спастись и выйти к своим позициям.


24 февраля 1978 получил боевые повреждения самолет МиГ-21бис №1075 ВВС Эфиопии, пилотируемый кубинским летчиком к-ном Марио Перес Карденасом. Самолет был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2" в ходе атаки колонны сомалийских войск, отступающих от Джиджиги. Не смотря на сбои в работе двигателя летчику удалось посадить самолет на своем аэродроме. Повреждения получили киль, руль направления, отсек тормозного парашюта и сопло двигателя.


24 июня 1980 боевая потеря двух истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН ВВС Эфиопии. Группа самолетов с аэродрома Дебре Зейт наносила удар по сомалийским объектам в районах Долоу и Люк. В ходе атаки н.п. Люк ответным огнем с земли был сбит самолет пилотируемый к-ном Таделе Алему. Летчик катапультировался и был взят в плен, где провел 9 лет! Пытаясь обнаружить место приземления напарника к-н Тадессе Мулунех "встал в круг" на малой высоте, но его самолет был так же поражен огнем с земли, после чего летчик вынужден был катапультироваться над территорией противника. Его вовремя успел подобрать вертолет Ми-8Т группы ПСО, пилотируемый экипажем к-на Тефера Абебе.


27(?) января 1985 самолет Hawker Hunter FGA Mk.76 CC-703 ВВС Сомали выполнял боевой вылет с аэродрома Баледогле. В процессе выполнения задания летчик взял курс на Могадишо, что было воспринято расчетами ПВО, охранявшими правительственные объекты, как попытка атаковать резиденцию Сиада Барре. Зенитная артиллерия открыла заградительный огонь, уклоняясь от которого летчик не справился с управлением и столкнулся с землей.


28 октября 1985 потерпел катастрофу самолет МиГ-21МФ ВВС Сомали участвовавший в учебно-тренировочных полетах с аэродрома Харгейса. При выполнении вертикального маневра самолет столкнулся с землей в черте населенного пункта и взорвался. Взрывом на земле уничтожен автомобиль, четверо пассажиров которого погибли.


22 февраля 1987 экипаж самолета SF.260W ВВС Сомали, в составе летчиков л-та Омар Мохаммед Хуссейна и л-та Абдулла Хассана Мохаммеда, выполнял рутинный тренировочный полет с аэродрома Кисмаю. По заранее свершившемуся сговору летчики изменили курс и пересекли границу Кении. Преодолев расстояние в 250 км беглецы выполнили посадку на аэродроме Малинди, где сдали личное оружие и попросили политического убежища.


27 мая 1988 потерпел катастрофу самолет F-6 ВВС Сомали. Машина была подготовлена для нанесения удара по н.п. Буръо, занятого партизанами сомалийского национального движения. На борту находился полный боекомплект к впу и блоки НУРС. Сразу после отрыва от ВПП самолет с креном перешёл в снижение и столкнулся с землёй на восточной окраине аэродрома Харгейса. Летчик п/п-к Хусейн Аадан Ибрагим погиб.


12 июля 1988 в ходе выполнения боевого задания, целью которого был бомбовый удар по позициям партизан сомалийского национального движения захватившего н.п. Харгейса, летчик п/п-к Ахмед Мухамед Хассан изменил курс и увел свой МиГ-17Ф ВВС Сомали в сторону Джибути.  Взлёт выполнен с аэродрома Баледогл. Проходя над безлюдным горным районом Хассан сбросил подвеску из двух ФАБ-500. Из-за того, что аэропорт Джибути был накрыт песчаной бурей, летчик не смог его найти и выполнил вынужденную посадку на морскую поверхность у одного из пляжей залива Таджура. Спасен местными рыбаками. Позже он объяснил свои действия нежеланием атаковать гражданские объекты.


29 мая 1990 экипаж самолета Ан-26 ВВС Сомали выполнял внутренний транспортный рейс из Могадишо в Харгейсу. На борту находился экипаж и пассажиры (всего 49 человек). В процессе выполнения задания командир экипажа п/п-к Мохамед Шейх Ибрагим Юсуф изменил курс и произвел незапланированную посадку в аэропорту Джибути. После посадки командир экипажа и бортмеханик попросили политического убежища. п/п-к Юсуф заявил, что за четыре месяца его налет составил 800 часов, при месячной зарплате в 8 (!) долларов и больше не желает совершать полеты "как камикадзе" в районы действия боевиков.


16 декабря 1990 в результате атаки аэродрома Баледогле партизанами сомалийского национального движения были уничтожены на стоянках три самолета F-6 ВВС Сомали.


25 сентября 1993, около 2:00 ночи, экипаж вертолета UH-60 9-101 AVN Армии США выполнял поиск минометной позиции противника, обстреливающей пропускной пункт Пакистанского контингента войск. В районе старого морского порта Могадишу по вертолету был сделан выстрел из РПГ, в результате попадания которого на борту возник пожар. Потеряв высоту вертолет задел здание, упал на землю и полностью сгорел. Трое человек в пассажирской кабине погибли. Командир вертолета Дэйл Шредер (CWO Dale Shrader) и второй пилот Перри Аллиман (CWO Perry Alliman) получили травмы и ожоги, но смогли выбраться и были спасены.


3 октября 1993 в ходе дневного рейда сил специального назначения противником сбиты два вертолета MH-60L (№89-26188 и №91-26324) 160 SOAR Армии США. Оба борта поражены выстрелами РПГ.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100