RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная /

В данном разделе представлены некоторые эпизоды потерь авиационной техники ВВС Анголы, связанные только с действиями местных летчиков (ангольской национальности). Потери летчиков-интернационалистов выделены в отдельную главу.


6 июля 1981 потерпел катастрофу легкий учебный самолет IAR-823 ВВС Анголы, пилотируемый экипажем в составе курсанта Руи Нельсона (анголец) и инструктора майора Георге Преда (румын). Сразу после взлёта с аэродрома летной школы Негейдж у самолета отказал двигатель, что стало причиной крушения и гибели обоих членов экипажа.


29 мая 1983 поврежден самолет Ан-26 Т-202 ВВС Анголы, пилотируемый национальным экипажем. Самолет готовился к взлёту после доставки груза на аэродром Кангамба, находившийся в зоне боевых действий. В этот момент боевики УНИТА начали обстрел взлетно-посадочной полосы из минометов среднего калибра. Пытаясь побыстрее выйти из зоны огня противника экипаж на разбеге, ещё до отрыва, убрал шасси, в результате чего самолет коснулся земли "брюхом" и получил повреждения. Взлёт был прекращен, а самолет оставлен на аэродроме Кангамба для восстановительного ремонта. Спустя несколько месяцев данный борт был дополнительно поврежден артиллерийским огнем УНИТА-вцев и окончательно добит парой МиГ-21, для воспрепятствование захвата противником при осаде города.


15 ноября 1983 потерпел катастрофу самолет МиГ-17 ВВС Анголы пилотируемый летчиком капитаном Агустино Сонхи. Истребитель упал в районе городка Уамбо из-за технической неисправности, летчик погиб.


5 января 1984 боевиками УНИТА сбит вертолет Ми-25 ВВС Анголы. Пара вертолетов со смешанными экипажами: ведущий к-н Сариоль (кубинцы), ведомый ст.л-т Нани (ангольцы), выполняла разведку местности над районом активных действий боевиков. При следовании на малой высоте, в районе н.п. Андуло, вертолеты попали под огонь стрелкового оружия. Вертолет ведомого, оказавшийся в зоне огня наибольшей интенсивности, загорелся и потеряв управление упал на землю. Экипаж погиб. Первая потеря вертолета типа Ми-25 в Анголе.

30 августа 1984 потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т ВВС Анголы выполнявший перевозку официальных лиц из Куйто в Уамбо. Из-за технической неисправности (вероятно отказ гидросистем) экипаж потерял управление, после чего машина перешла в снижение и столкнулась с деревьями у реки Кутато, провинции Бие. Семеро человек находившихся на борту погибли, а один был травмирован. Из экипажа остался жив летчик-штурман кондидат Эдуардо Мигель де Сойса.


30 сентября 1984 пропала связь с самолетом Ан-26 Т-212 ВВС Анголы, пилотируемым экипажем в составе: лейтенант Мариано Лукас Фернандес (КК), лейтенант Антонио Лопес Диас (ПКК), младший лейтенант Жоао Мануэль Филипе (БМ), кондидат Франциско Рамиро Камбинда (ШТ). Транспортный самолет вылетел по маршруту Луэна - Луанда в сложных метеоусловиях, а на борту находился только экипаж.


12 марта 1985 во время тренировочного полета потерпел катастрофу самолет МиГ-21МФ ВВС Анголы, пилотируемый летчиком младшим лейтенантом Руи Мораис де Консеикао. Сразу после взлёта с аэродрома Куито летчик попытался выполнить сложный маневр, потерял управление и в 12:27 столкнулся с землей в 2 километрах от торца полосы. Летчик погиб.


29 сентября 1985 боевиками УНИТА сбит самолет МиГ-21МФ C-24 ВВС Анголы, пилотируемый младшим лейтенантом Франциско Матамбо Кико. Самолет был поражен ракетой ПЗРК когда атаковал позиции боевиков в провинции Мавинга. Летчик катапультировался и попал в плен.
Франциско Матамбо Кико, 23 года, родился в Мокамедес. Младший лейтенант ФАПЛА.


30 сентября 1985, после 7:00, потеряны 6 вертолетов ВВС Анголы выполнявшие задачу по снабжению подразделений участвующих в войсковой операции у н.п. Мавинга, провинции Квандо Кубанго. Группа в составе 2 Ми-17, под непосредственным прикрытием 4 Ми-25, пилотируемая ангольскими экипажами, успешно выполнила доставку груза и после взлёта взяла курс на аэродром Куйто-Квенавале. На маршруте вертолеты были внезапно атакованы реактивными самолетами Impala ВВС ЮАР. Фактически сразу были сбиты два Ми-25, один из которых разрушился в воздухе, а второй перешёл в неконтролируемое вращение и упал на землю. Ангольская группа распалась и оставшиеся вертолёты были поочередно сбиты противником. Единственной машиной, которой удалось выполнить вынужденную посадку, оказался вертолет Ми-17 л-та Фернандо Мануэля. Экипаж сумел уклониться от первой атаки самолётов противника и попытался вернуться к позициям своих войск у реки Ломба, но был атакован повторно. В результате попадания снаряда повреждения получили лопасти несущего винта, возникла сильная тряска. Летчик сумел выполнить вынужденную посадку, но самолёты противника продолжили добивать вертолёт уже на земле. Экипаж и пассажиры, всего 8 человек, покинули борт под огнем противника. Только пятеро из них остались живы, ещё двое пропали. В течение трех дней уцелевшие двигались по саванне в сторону Куйто Квенавале, не имея ни воды, ни еды. К концу третьего дня идти смогли только двое - командир вертолета л-т Фернандо Мануэль и л-т Жозе Жозе Виэйра. Они оставили товарищей в укрытии и шли ещё два дня, добравшись до своих. К сожалению спасти оставшихся в укрытии не удалось (обследовавший р-н вертолёт Alouette не вернулся на базу, см. запись ниже). Вернулся в часть один сержант, исчезнувший во время эвакуации из подбитого вертолёта - он так же проделал весь путь пешком. Что касается экипажей сбитых Ми-25, одним из погибших вертолетчиков был "Антена Браво" (Жозе Антонио Нето 'Мутита') известный своим смелым характером и большим ростом.


6 октября 1985 вертолет Alouette III ВВС Анголы выполнял транспортно-связной рейс в расположение 7-й, 8-й и 13-й бригад ФАПЛА, размещенных в районе реки Козамба. Попутно, вертолёт пытался обнаружить спасшихся членов экипажа и пассажиров сбитого 30-го сентября Ми-17, для чего следовал на малой высоте. В районе Куйто Квенавале вертолет подвергся обстрелу зенитными средствами УНИТА и произвел вынужденную посадку в районе контролируемом боевиками. При посадке вертолет разрушился и находившиеся на его борту летчики л-т Хейдер Гарсез, мл-лт Инасио Мануэль и несколько солдат погибли. Ст.л-т Педро Сасаката остался жив и попал в плен.


8 октября 1985 при выполнении связного полета по маршруту Луанда - Уиже пропал самолет Ан-2 R-187 ВВС Анголы, на борту которого находился экипаж из двух человек и шестеро пассажиров. Предполагается, что причиной крушения стали плохие погодные условия. 26-го ноября поиски пропавшего самолета были прекращены.


22 сентября 1986 боевиками УНИТА сбит самолет МиГ-21бис ВВС Анголы, пилотируемый лейтенантом Антонио Мануэлем Кабралем. Самолет поражен зенитным огнем над провинцией Муинханго, летчик взят в плен после катапультирования.
Антонио Мануэль Кабраль ("Рекс"), 25 лет, родился в Бо-Энтрада провинции Кванза Сул. Лейтенант ФАПЛА.


30 сентября 1986 потерпел аварию самолет МиГ-21 ВВС Анголы, пилотируемый летчиком Антонио Таваресом. В ходе выполнения тренировочного полета самолет попал в сложные метеоусловия, в результате чего летчик потерял ориентировку и после полной выработки топлива катапультировался над территорией Заира, в районе н.п. Дилоло, провинции Шаба. После приземления Антонио Таварес был арестован и содержался под стражей до 9-го октября, когда по личному распоряжению Мабуто Сесе Секо, его освободили и вернули Ангольским властям.
Это не первый случай падения Ангольских самолетов в Заире, так 1-го декабря 1985 года там уже выполнял вынужденную посадку транспортный Ан-26 Т-50, пилотируемый кубинским экипажем капитана Рафаэля дель Пино младшего. Борт совершал рейс из Луэно в Кабинду и из-за неправильной установки компаса уклонился в сторону на 20 град. После вынужденной посадки в поле, на территории Заира, экипаж и пассажиры сожгли самолет и уничтожили свои документы. Все "залетчики" были отпущены заирцами 23-го декабря.


27 сентября 1988 потерпел катастрофу вертолет Ми-35 ВВС Анголы, пилотируемый экипажем Эдуардо Антонио Сойса. По официальным данным причиной падения борта у н.п. Андуло, провинции Бие, стала техническая неисправность. Командир вертолета погиб, двое других члена экипажа получили травмы.


31 октября 1988 при посадке на аэродроме Намиб потерпел катастрофу самолет МиГ-21УМ ВВС Анголы, пилотируемый экипажем в составе проверяемого ст.л-та Симао Викеа Кавандо (ангольский летчик) и советского инструктора п/п-ка Леонида Васильевича Липатова. При выполнении сложного маневра на малой высоте самолет потерял управление и столкнулся с землей в перевернутом положении. Причина потери управления не выяснена. Экипаж погиб.


14 ноября 1988 потерпел аварию вертолет Ми-17 ВВС Анголы совершавший рутинный транспортный рейс из Лобито в Уамбо. В результате технической неисправности экипажу пришлось выполнить вынужденную посадку в районе н.п. Лепи, в ходе которой вертолет разрушился. К счастью никто из находившихся на борту не пострадал.


28 ноября 1988 потерпел катастрофу самолет PC-7 R-415 ВВС Анголы, пилотируемый летчиком младшим лейтенантом Антонио Домингос Родригесом. Падение самолета произошло в жилом районе н.п. Кафунфо, провинции Лунда Норте. В результате происшествия летчик погиб, а десять местных жителей на земле получили различные ранения.


8 декабря 1988 в ходе учебно-тренировочного полета потерпел аварию самолет МиГ-23УБ ВВС Анголы. Отказ двигателя сразу после взлёта. Инцидент произошел в районе н.п. Сойо, провинции Заир. Экипаж катапультировался.


13 декабря 1988, в 12:30 местного времени, выполнил вынужденную посадку на территории Намибии самолет МиГ-21бис С-340 ВВС Анголы, пилотируемый летчиком ст.л-том Доминго Жозе де Альмейда Винесом. Истребитель в составе пары выполнял перегоночный полет с аэродрома Лубанго в Луэно. Сразу после взлёта летчик ошибочно взял курс 168, вместо 68. После набора высоты 12 000 м напарника не нашел, потерял ориентировку и пересек границу страны. В результате полной выработки топлива летчик совершил вынужденную посадку на поле в районе Намибийского н.п. Отживаронго. На пробеге (прошел 400 м) самолет подломил носовую опору, получив незначительные повреждения. Летчик был арестован южно-африканскими властями и позже отпущен. Самолет не возвращен и экспонируется в музее авиации ЮАР.


13 декабря 1988 потерпел катастрофу самолет МиГ-21бис ВВС Анголы, пилотируемый летчиком старшим лейтенантом Педро Себастьяо Андре. Во время взлёта с аэродрома Луэна самолет уклонился от оси ВПП, вышел за её пределы и столкнулся с постом батальона охраны аэродрома. В результате столкновения летчик и двое военнослужащих погибли, ещё восемь человек получили травмы различной степени тяжести.


15 марта 1989 потерпел катастрофу самолет МиГ-21бис ВВС Анголы, пилотируемый летчиком старшим лейтенантом Аугуста Лоуренсо Эдуардо-Джорге. При заходе на посадку в Уамбо летчик допустил касание ВПП с повышенной вертикальной скоростью, в результате чего самолет разрушился. Эдуардо-Джорге погиб.


24 июля 1989 боевиками УНИТА сбит транспортный самолет Ан-26 Т-220 ВВС Анголы, совершавший транспортно-связной полет из Луэна в Казомбо. Самолет был поражен ракетой ПЗРК, в период действующего между сторонами перемирия, и пошел на вынужденную посадку в 42 км от н.п. Казомбо. В результате столкновения с препятствием самолет разрушился и загорелся. Из 48 человек, находившихся на борту, удалось спастись лишь 4 членам экипажа, женщине и 15-летнему мальчику, все остальные погибли. Выжившим пришлось самостоятельно выбираться по саванне к населенной местности.


19 августа 1989 потерпел катастрофу самолет МиГ-23МЛ ВВС Анголы, пилотируемый летчиком капитаном Жозе Мариа Пенелашем. Связь с самолетом прервалась около 12:00 местного времени, во время перегоночного полета из Менонге в Куйто Куанавале.


10 января 1990 поетерпел катастрофу вертолет Ми-35 ВВС Анголы. Во время выполнения боевого задания борт попал в сложные метеорологические условия, после чего упал в районе н.п. Чипета, провинции Бие. Из семи человек, находившихся на борту, двое погибли, а остальные получили травмы различной степени тяжести.


27 марта 1990 боевиками УНИТА сбит легкий транспортный самолет CASA Aviocar C-212 T-410 авиакомпании TAAG, осуществлявший перевозку пассажиров и груза по маршруту Куйто - Уамбо. Самолет упал в 30 км западнее Куйто, а все находившиеся на борту 25 человек погибли. В числе погибших были 15 португальцев (работники фирм Intraco и Tecnocarro). Известно имя только одного члена экипажа - капитан Паулино. 


14 апреля 1990 боевиками УНИТА сбит вертолет Ми-17 ВВС Анголы, выполнявший боевую задачу в провинции Уиже. Экипаж из трех человек погиб. Следовавший в паре с ним однотипный вертолет получил боевые повреждения от огня стрелкового оружия.


25 ноября 1994 года боевиками УНИТА сбит вертолет Ми-17 ВВС Анголы выполнявший перевозку 22 раненых военнослужащих. Вертолет был подбит в р-не н.п. Куито-Квенавале и полностью сгорел после посадки. Спастись сумел только экипаж, который попал в плен.


20 января 1998 принужден к посадке самолет-нарушитель DC-4 EL-WLS, пилотируемый экипажем в составе командира Питера Бицке, второго пилота Шуку Куянгуэ Митчелом и бортинженером Марком Джеффрисом. Транспортник осуществлял незаконную перевозку груза оружия антиправительственной группировке УНИТА, но был перехвачен истребителями МиГ-21бис ВВС Анголы (взлёт с аэродрома Сауримо) и принужден к посадке. Ретрансляцию при наведении истребителей на цель обеспечивал самолет King Air ВВС Анголы.


27 мая 2005 потерпел катастрофу тренировочный самолет EMB-312 "Tucano" R-462 ВВС Анголы, совершавший тренировочный полет по маршруту Лубанго - Луанда. В 16:55 самолет упал в муниципалитете Киссамо, провинции Бенго. Экипаж в составе майора Кристовао Сатурино Джамба и лейтенанта Десежо Мендес Бальтазара погиб.


26 апреля 2007 потерпел катастрофу легкий учебный самолет Zlin-142 I-130 летной школы Лобиту ВВС Анголы. Машину пилотировал экипаж в составе инструктора майора Бенто Хосе Энрикеса Коэло и курсантом Мэрлейн Луиса. Оба погибли в результате падения у н.п. Катумбела, в центральной части провинции Бенгела.


19 ноября 2008 потерпел аварию учебно-тренировочный МиГ-23УБ I-30 ВВС Анголы. В ходе рутинного тренировочного полета, в 30 км от Лубанго, провинции Уила, произошел отказ двигателя. Летчик катапультировался удачно и не пострадал.


15 сентября 2011 потерпел катастрофу самолет Су-22М ВВС Анголы, пилотируемый подполковником Антонио Нунес Фирмино "Мюрреем". Летчик выполнял второй за день тренировочный полет с авиабазы Лубанго. В 10:30 он доложил об отказе техники, после чего получил указание от РП на катапультирование. Какое то время летчик пытался удерживать машину, но вскоре потерял управление. Самолет в перевернутом положении, исключавшем возможность успешного катапультирования, столкнулся с землей. Летчик погиб.
Подполковник Антонио Нунес Фирмино родился 16 июня 1967 года в городке Бенгела. В 1975 году его семья была убита вооруженными бандитами УНИТА, это обстоятельство повлияло на его решение стать военным и с 1986 года он вступил в ФАПЛА, пройдя конкурс в летное училище города Негейж. Обучался в СССР пилотированию реактивных самолетов. Получил допуск на МиГ-21 и Су-22, на которых участвовал в боевых действиях против УНИТА.

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100