RU / EN
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Главная Карта сайта Новости Контакты   Ссылки  
Главная / Чечня /

Страничка Памяти 1994-1996

С боевых заданий не вернулись...

12 июня 1993 на территории Чечни потерпел катастрофу вертолет Ми-2 Иркутского АТСК, арендованый правительством Дудаева для выполнения транспортно-связных заданий. Экипаж под управлением заместителя начальника Иркутского АСК Чуркина выполнял полет в горной местности, пролетая между двух холмов, не заметил натянутый между ними трос и столкнулся с ним. Вертолет разрушился и сгорел. Погибло 2 члена экипажа и 3 пассажира. 


25 декабря 1993 в аэропорту города Грозный произошло авиационное происшествие с самолетом Ту-154Б-2 №85296 а/к "Внуковские авиалинии". На борту самолета, выполнявшего рейс Москва (Внуково) - Грозный (Северный) , находилось 165 пассажиров. При заходе на посадку в аэропорту Грозный экипаж получил информацию о метеоусловиях в аэропорту назначения: туман, видимость 200 метров, нижний край облачности 40 метров. Запасные аэродромы не принимали по различным причинам. Самолет был направлен в зону ожидания. После 2,5 кругов в зоне ожидания и некоторых признаках улучшения метеоусловий экипаж принял решение произвести посадку в а/п Грозный. Самолет грубо приземлился, в результате чего после 900 метров пробега у него произошло разрушение и складывание передней опоры шасси. При дальнейшем движении самолет выкатился на БПБ и остановился. В результате происшествия у самолета был деформирован фюзеляж, хвостовое оперение, повреждена кабина экипажа. В пассажирском салоне отломились багажные полки. Только по счастливой случайности никто не пострадал. При эвакуации с ВПП самолет получил дополнительные повреждения и был оставлен в а/п Грозный. Позже этот самолет был окончательно уничтожен в результате ударов Российской авиации по аэропорту Грозный-Северный 1-го декабря 1994 года. 


21 сентября 1994
боевая потеря самолета Ан-2 Гражданской Авиации Ичкерии. Самолет выполнявший сельскохозяйственные работы был сбит неизвестными в районе Грозного.


27 сентября 1994
 боевая потеря вертолета Ми-24В Антидудаевской оппозиции. Экипаж А.Андреев - Р.Валеев. Вертолет, выполнявший полет вдоль границы Чеченской Республики, в районе станицы Терская, был обстрелян огнем стрелкового оружия с сопредельной территории и получил повреждения. Экипаж попытался выполнить вынужденную посадку на автомобильную дорогу, но машина опрокинулась и загорелась, а один из летчиков погиб.


3 октября 1994 боевая потеря самолета L-39C "Альбатрос" ВВС Ичкерии. Экипаж в составе инструктора полковника Алика Мацаева и тренируемого Делал Дадаева выполнял полет на разведку погоды перед началом летной смены. Когда самолет находился над поселком Горагорск Надтеречного района по нему был открыт огонь с земли бойцами антидудаевской оппозиции. L-39 был сбит, а оба летчика погибли.


14 декабря 1994
 боевая потеря вертолета Ми-8Т №27 325-го овп (в/ч 62978, Егорлыкская). Пара Ми-8 п/п-к Лесков - к-н Мальков, под прикрытием пары Ми-24В, выполняла задание по доставке груза продовольствия передовой колонне войск. Около н.п. Новый Шатой вертолет был обстрелян с нескольких направлений огнем стрелкового оружия и произвел вынужденную посадку на дорогу в занятом противником районе. Экипаж вступил в бой с окружившими подбитую машину боевиками, в результате перестрелки командир эскадрильи п/п-к Лесков Николай Александрович (похоронен в Новочеркасске 18.12.94) и штурман эскадрильи к-н Шаплыгин Олег Юрьевич (Борисоглебское ВВАУЛ-87, похоронен в Ростове 17.12.94) погибли на месте, а раненый борттехник л-т Девятков Сергей Александрович (Кировское ВАТУ-90, похоронен в Екатеринбурге) попал в плен и позже был убит. 

 

20 декабря 1994 вертолет Ми-8МТВ-2 (в/ч 3686, в настоящее время 685 осап СКО ВВ МВД, Ростов-на-Дону), ДСМУ, при выполнении СБЗ над территорией ЧР в р-не нп Петропавловская был сбит из РПГ. Экипаж м-ра Гасана А.А., выполняя задачу по эвакуации раненых из боевых порядков войск группировки федеральных сил, после выхода из сплошной облачности на высоте 20-30 метров и горизонтальной скорости 150 км/ч, на линии боевого соприкосновения попал под интенсивный обстрел противной стороны и был поражен выстрелом из РПГ. В результате взрыва гранаты, вертолет получил повреждения, после чего столкнулся с землей и взорвался. Экипаж и медработники погибли. На борту и днище вертолета были нанесены опознавательные знаки санитарного борта… Погиб экипаж в составе командира м-ра Александра Гасана, летчика-штурмана ст.л-та Олега Смирнова, борттехника к-на Анатолия Савчука и находившиеся на борту п/п-к С. Похлебинст.л-т В. Ермолов.


5 января 1995 боевая потеря вертолета Ми-8МТВ (в/ч 3543, Чита, 2 оаэ ВО ВВ МВД), НПМУ, экипаж майора А.В. Брызгалова при выполнении полета парой на воздушную разведку в районе Каргалинской плотины, ведущий пары майор Толстов (1 оаэ) обнаружил НЦ и атаковал ее. При выходе из атаки был сбит выстрелом из гранатамета. Вертолет взорвался и сгорел. Экипаж в составе четырех человек, включая летчика-штурмана ст.л-та А.В. Азарова, борттехника ст.л-та  А. Шарова и борттехника-стажера л-та Ю. Бусыгина, погиб.
Старший лейтенант Шаров Алексей Евгеньевич, родился 4 января 1964 в городе Таллине Эстонской ССР. после окончания Кировского ВАТУ в 1987 г. проходил службу в армейской авиации, а с 1993 года в авиации внутренних войск на должностях техника вертолета, борттехника. С декабря 1994 года принимал участие в боевых действиях.
Лейтенант Бусыгин Юрий Валерьевич, родился 5 января 1973 в городе Котельнич Кировской обл. Закончил Кировское ВАТУ в 1994 г. Принимал участие в боевых действиях.


25 января 1995 катастрофа двух вертолетов Ми-24В 178-го обвп (в/ч 06652, Курск). Взлет тремя парами из а/п Грозный. Выполняли полет на малой высоте, в условиях низкой видимости. После попадания в область приземного тумана вторая пара столкнулась с наклонной поверхностью Терского хребта у селения Горячеисточниковское. Сразу погибли командиры вертолетов - м-р А.В. Лубчинский и м-р С.В. Сифоров, летчик-оператор ст.л-т А.С.  Казаков, борттехники к-н П.А. Вахрушев и ст.л-т С.А.Чаркин. Единственным выжившим к моменту прибытия поисковой группы был летчик-оператор ст.л-т Е.А. Филлипенок, но при транспортировке в госпиталь он скончался.
Капитан Вахрушев Петр Анатольевич, родился 15 июля 1966 в поселке Лынга Якшур-Бодьинского района Удмуртской АССР. Призван в ВС СССР в 1985 году Якшур-Бодьинским ПВК. Окончил Кировское ВАТУ в 1986 году. Похоронен 29 января 1995 на северном кладбище города Курска.
Старший лейтенант Казаков Александр Сергеевич, родился 28 июня 1965 в Ульяновской обл. Закончил Сызранское ВВАУЛ в 1989 году, после чего проходил службу в Германии, в составе 178-го овп. Принимал участие в миротворческой миссии (Приднестровье - 1993). Боевые задания вЧеченской республике выполнял с 17 января 1995 года. Награжден "Орденом мужества" (посмертно). Похоронен на Рубежном кладбище в Самаре.
Старший лейтенант Филлипенок Евгений Анатольевич, родился 27 января 1971 в поселке Могоча. После окончания Сызранского ВВАУЛ проходил службу в 178-м овп. В Республике Чечня находился с 16 января 1995 года.


3 февраля 1995 катастрофа самолета Су-24М 4-го ЦБП и ПЛС (в/ч 62632, Липецк). Экипаж в составе п-ка С.Н. Касьянова и п/п-ка А.И. Петлякова выполнял боевое задание в сложных метеорологических условиях. Юго-восточнее станицы Червленая самолет столкнулся со склоном горы, летчики средствами спасения не воспользовались в виду скоротечности развития ситуации и погибли. Поисковые работы начаты только через 2 часа после потери связи. Вероятноя причина потери - отказ ПНО.


4 февраля 1995 боевая потеря самолета Су-25 №08 368-го ошап (в/ч 11580, Буденновск). Эскадрилья наносила удар по опорному пункту боевиков в 2 км южнее н.п. Чечен-Аул. Пара штурмовиков обнаружив скопление огневых точек ПВО прикрывавших мост через реку Аргун пошла в атаку с целью их подавления. В момент ввода в пикирование самолет командира эскадрильи м-ра Н.У. Баирова был сбит огнем ЗСУ-23-4 "Шилка". Летчик катапультировался и до 23 октября 1999 считался "пропавшим без вести". Признан погибшим. Штурмовик с бортовым №07 лидера группы п/п-ка Евгения Деркульского, "вставший в круг" над местом катапультирования ведомого, был поврежден огнем с земли и совершил вынужденную посадку на аэродроме Моздок. Через два дня, после замены хвостовой части, поврежденный самолет вернулся в строй.
Майор Баиров Николай Улюмжаевич, родился 4 января 1960 в селе Михайловка Енотаевского района Астраханской области. В ВС СССР с 16 апреля 1978. Окончил Борисоглебское ВВАУЛ в 1983 году. С октября 1986 по октябрь 1987 участвовал в боевых действиях в Афганистане. С декабря 1994 выполнял боевые задания над территорией Чеченской Республики. Указом президента РФ от 20.07.1996 присвоено звание Героя Российской Федерации.


15 марта 1995 катастрофа вертолета Ми-24 55-го обвп (в/ч 31413, Кореновск). Экипаж вертолета  майора Вячеслава Цымбалова выполнял задание по перегонке вертолета с места временного базирования в зоне боевых действий на авиабазу постоянной дислокации. Во время пересечения горного хребта вертолет столкнулся с препятствием и полностью разрушился. Вероятной причиной падения стал огонь стрелкового оружия с земли. Погибли:
Майор Цымбалов Вячеслав Михайлович, командир экипажа, родился 8 мая 1956 года.
Старший лейтенант Михайлов Сергей Викторович, летчик-оператор, родился 2 октября 1971 года.
Старший лейтенант Якимов Александр Викторович, бортовой техник, родился 23 мая 1966 года.


30 апреля 1995 вынужденная посадка вертолета Ми-24 55-го обвп (в/ч 31413, Кореновск). Вертолет Ряфагать Махмутовича Хабибуллина выполнял задание по доразведке местности в районе селения Гиляны, когда по нему был открыт плотный огонь из всех видов стрелкового оружия.Хабибуллин получил пулевое ранение в правое бедро, отказал двигатель. Теряя сознание командиру удалось посадить подбитую машину в поле у поста МВД России, на территории Дагестана.


5 мая 1995 боевая потеря самолета Су-25 368-го ошап (в/ч 11580, Буденновск). Самолет п-ка Владимира Сарабеева (выпускник Черниговского ВВАУЛ-81) был сбит огнем крупнокалиберного пулемета во время атаки цели у н.п. Беной. Летчик погиб.


23 мая 1995 катастрофа вертолета Ми-24 55-го обвп (в/ч 31413, Кореновск). Пара вертолетов возвращалась после выполнения боевого задания. Внезапно, в районе н.п.Чечен-Аул, машина ведомого потеряла управление и упала на землю. Ведущий развернулся и сел рядом с горевшим вертолетом, но спасать было уже некого - экипаж в составе командира к-на Алексея Бирючинского, летчика-оператора ст.л-та Олега Краснова и борттехника к-на Юрия Овчаренко погиб.  Среди возможных причин катастрофы назывались огонь с земли и отказ техники.

Капитан Бирючинский Алексей Александрович, командир экипажа, родился 12 декабря 1964 года.
Капитан Овчаренко Юрий Дмитриевич, бортовой техник, родился 18 июня 1964 года. 
Старший лейтенант Краснов Олег Геннадьевич
, летчик-оператор, родился 29 марта 1967 года. Окончил Сызранское ВВАУЛ. Участвовал в миротворческой операции на территории Абхазии. В Чечне дважды: с декабря 1994 и с 17 мая 1995. Похоронен в городе Сызрань.


25 мая 1995 к-н Зотин Иван Александрович 1964 гр. Выпускник Ачинского ВАТУ - 85. Старший борттехник 2 аэ (Ан-12, 26) 70 осап(он) ВВ МВД (п. Ермолино, в/ч 3694). В составе группировки (ОГВ) исполнял обязанности авианаводчика. Погиб в бою, обеспечивая вход колонны бронетехники с десантом разведбата ОДОН (в/ч 3111) в Аргунское ущелье. Похоронен на городском кладбище г. Обнинска.

Памятник к-ну Зотину И.А. (г. Обнинск)

4 июня 1995 боевая потеря вертолета Ми-24 367-го отбвп (в/ч 03611, Рязань). Экипаж в составе командира к-на А.Н. Карпова и летчика-оператора л-та В.А. Хохлачева выполнял задание по поддержке с воздуха наступления федеральных сил в районе села Ножай Юрт. Во время одной из атак вертолет был сбит противником, оба члена экипажа погибли.

Старший лейтенант Хохлачев Владимир Александрович, родился 29 декабря 1968 в городе Одесса. Закончил аэроклуб, Сызранское ВВАУЛ в 1992 году. В Чечне с мая 1995 года. Награжден "Орденом мужества" (посмертно). Похоронен в Одессе.


 11 июня 1995 боевая потеря вертолета Ми-8МТ 325-го овп (в/ч 62978, Егорлыкская). Экипаж в составе командира вертолета м-ра Н. Малькова, летчика-штурмана к-на В. Щеглова и борттехника ст.л-та Н. Белецкого, осуществлявл доставку груза для группы десанта. В 20:10, при заходе на посадку, в 6 км северо-восточнее н.п. Шатой, вертолет упал на склон ущелья и загорелся. Все находившиеся на борту погибли. Причина - поражение огнем с земли.
Майор Мальков Николай Алексеевич, родился 2 февраля 1964 в городе Астрахань. Окончил Саратовское ВВАУЛ в 1987 году. С декабря 1994 принимал участие в ликвидации незаконных банд-формирований в Чеченской Республике. Награжден "Орденом мужества" (посмертно).
Капитан Щеглов Виктор Аркадьевич, родился 29 августа 1970. Закончил Уфимское ВВАУЛ в 1991 году. С декабря 1994 принимал участие в боевых действиях. Похоронен в деревне Рожново Борского р-на Нижегородской обл.
Старший лейтенант Белецкий Николай Николаевич.


 27 сентября 1995 боевая потеря вертолета Ми-8МТ Сводного полка (ДВО). Экипаж командира звена к-на В. Малько выполнял санитарный рейс с ранеными и больными на борту. При заходе на посадку в Ханкале по их вертолету был открыт огонь из стрелкового оружия, пули перебили тросовую проводку управления хвостовым винтом, после чего машина перешла в неконтролируемое вращение, упала на землю и загорелась. Почти всем находившимся на борту удалось выбраться, но прапорщик С.А.Стельмах получил при эвакуации раненых смертельные ожоги.


5 декабря 1995 боевая потеря вертолета Ми-24 112-го отбвп (в/ч 21812, Нерчинск). Вертолет командира эскадрильи м-ра Д.А. Долженко осуществлял сопровождение вертолета Ми-8 с ранеными по маршруту Ханкала - Владикавказ, в районе села Карабулах машина неожиданно потеряла управление и столкнулась с землей. Экипаж в составе трех человек погиб:
Майор Долженко Дмитрий Александрович, командир эскадрильи, родился 25 июня 1957 в городе Мары Туркменской ССР. Закончил Сызранское ВВАУЛ в 1982, проходил службу в Прикарпатском ВО, Польше и Забайкальском ВО. В 1983 году принимал участие в боевых действиях на  территории Республики Афганистан. С 13.10.1995 выполнял боевые задания в Чечне. Выполнил 80 боевых вылетов. Награжден медалью "Славы", орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени и "Орденом мужества" (посмертно). Похоронен в поселке Безенчук Самарской обл.
Капитан Булатов Валерий Азатович, штурман эскадрильи, окончил Саратовское ВВАУЛ в 1985 году.
Старший лейтенант Ефремов Юрий Леонидович, бортовой техник, родился 18 июля 1968 в селе Пужмезь Кезского р-на Удмуртской АССР. В ВС СССР призван 1 августа 1985 года Кезским РВК. Окончил Кировское ВАТУ. С ноября 1995 принимал участие в боевых действиях. Похоронен на кладбище поселка Пужмезь.

 

25 января 1996 боевая потеря вертолета Ми-24 487-го овп (в/ч 52380, Буденновск). Экипаж в составе командира к-на А. Радкина, старших лейтенантов А.В. Артюшкина и И.И. Кулагина произвел взлет с аэродрома Буденновск, в момент выполнения разворота отлетела лопасть ХВ, возникла сильная тряска, разрушилась хвостовая балка, после чего вертолет перешел в неконтролируемое падение. Командир приказал покинуть борт, но воспользоваться парашютом сумел только он сам, летчик-оператор и борттехник погибли... Предположительная причина - отказ техники.


14 апреля 1996 (70 осап, пос. Ермолино) при выполнении парой полетного задания по поиску и облету колонны федеральных сил, следующей по маршруту Моздок-Кизляр, в районе нп Виноградное, сбит из стрелкового оружия ведомый пары майор Калабушкин Александр Иванович (ведущий майор Бобров). В зону поражения экипаж попал после прохода перевала Терского хребта. Огонь велся с левого борта со стороны нп Толстой-Юрт (предположительно из автомобилей). В результате попаданий вертолет потерял управление, зацепил ЛЭП и, разрушаясь в воздухе, упал двигателями вниз. При опрокидывании вертолета в воздухе, при левом крене, выпал бортовой стрелок сводного отряда СН внутренних войск . Вертолет разрушился и полностью сгорел. Экипаж в составе КВС м-ра Калабушкина, ЛШ л-та Гаранина Ильи Сергеевича (Сызранское ВВАУЛ-95), борттехника ст. л-та Карсека Александра Ивановича (КВАТУ-91), бортстрелка рядового Дьякова погибли и сгорели. Левый стрелок, получив тяжелейшие травмы, выжил и был эвакуирован средствами ПСС группировки федеральных войск в полевой госпиталь в Ханкале. В дальнейшем проходил лечение в ГВКГ им.Бурденко. Экипаж захоронен на кладбище в г. Обнинск.

 


5 мая 1996 боевая потеря самолета Су-25УБ №41 368-го ошап (в/ч 11580, Буденновск). Командир эскадрильи п-к И.В. Свиридов и заместитель командира эскадрильи м-р О.Н. Исаев выполняли плановый полет с целью нанесения удара по объекту противника в р-не Урус-Мартан. На выходе из атаки самолет был сбит, экипаж погиб. Предположительно поражен ракетой ПЗРК.
Полковник Свиридов Игорь Валентинович, родился 10 мартя 1961 года в городе Липецке. Окончил Борисоглебское ВВАУЛ в 1982 году, ВВА им. Гагарина. Проходил службу в ДВО, ГСВГ, Таджикистане и СКВО. В 1988 году принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана. Указом от 13.06.1996, посмертно удостоен звания "Герой Российской Федерации". Похоронен в г.Гвардейске, Калининградской обл.
Майор Исаев Олег Николаевич, родился 14 января 1964 года в деревне Старый Кушкет, Балтасинского района, республики Татарстан. Окончил Борисоглебское ВВАУЛ в 1988 году. Проходил службу в СКВО на авиабазе Ситал-Чай, а затем в  Буденновске. Принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана, Таджикистана и Чечни. Похоронен в городе Воронеж на "Аллее Героев". Указом Президента России №886 от 26.06.1996 посмертно удостоен звания "Герой Российской Федерации".

29 мая 1996, ДПМУ, уничтожен на земле вертолет Ми-8МТВ, пилотируемый командиром эскадрильи майором Пичугиным Н.А. (10 оаэ, СибО ВВ, Новосибирск). Экипаж, в составе группы, выполнял задание по поиску (по пеленгам) и уничтожению радиостанции так называемого Главного штаба НВФ с позывным "Гроза" в предгорьях в районе южнее нп Энгеной. После посадки и снятия очередного пеленга, при запуске, вертолет был поражен на земле управляемой ракетой. Экипаж наблюдал пуск и траекторию полета ракеты на высоте 1-2 метра над рельефом. Перед поражением ракета ушла вверх и попала в воздухозаборник двигателя . Взорвался расходный бак. Вертолет частично разрушился и впоследствии сгорел. Погибли находящиеся на борту 2 члена группы радиоразведки Управления "Р" МВД России. Экипаж остался жив и в составе сил прикрытия принял бой на земле. В дальнейшем, под прикрытием подошедшего звена Ми-24П, эвакуированы вертолетом из состава авиагруппы ВВ МВД (нп Ханкала). Был второй пуск по взлетающему вертолету ведомого, но ракета, изменив траекторию, ушла на горящий вертолет.


20 июня 1996 боевая потеря вертолета Ми-8МТ 239-го овп (Ефремов). Экипаж м-ра С. Лягуша выполнял перевозку груза и личного состава по маршруту Ханкала - пос.площадка Центорой. В процессе предпосадочного снижения вертолет попал под обстрел крупнокалиберного пулемета, потерял управление и грубо приземлился на нерабочий край площадки. Машина завалилась и скатившись по склону разрушилась. В результате летчик-штурман Орехов Дмитрий Владимирович (Уфимское ВВАУЛ-91) погиб. Остальные находившиеся на борту были эвакуированы с различными травмами.


6 августа 1996, ДПМУ, при выполнении полета парой (ведущий м-р Андреев) на ВР южных окраин Грозного, сбит над Заводским районом города и аварийно сел в городской черте вертолет Ми-8, пилотируемый майором Фоминым В.В. Ведомый доложил об обстреле противником и вынужденной посадке в районе дамбы. Ведущий доложил на КП Ханкала (позывной "Ратан") о невозможности оказать помощь в виду интенсивного обстрела и множественных повреждений вертолета (течь топлива, повреждение гидросистемы, пробоины). Выполнил посадку на аэродроме Ханкала (позывной "Кишлак") В 9.04 мск на помощь вылетел экипаж м-ра Ревы , который выполнил посадку в районе горящего борта Фомина, но был обстрелян и подожжен. В 9.06 была поднята пара ПСС, ведущий м-р Лобанов, ведомый м-р Самородов. При выполнении посадки в районе ПСР, вертолет ведущего был поврежден огнем боевиков и загорелся. Экипажи приняли бой на земле с превосходящими силами противника вместе с разведгруппой 101 оброн ВВ МВД, пробившейся через боевые порядки боевиков к месту посадки вертолетов для оказания помощи. В результате боя погиб ЛШ капитан Забоев С.В. (6 оаэ СКО ВВ, Краснодар) и потеряны 3 вертолета. Один из них был заминирован и дистанционно подорван саперами 101 оброн при попытке боевиков снять бортовое оружие и блоки Б-20 с НАРами. Экипажи с личным составом 101 оброн пробились к расположению бригады и были эвакуированы.


3 октября 1996 катастрофа вертолета Ми-8МТ 368 осаэ ПСС (в/ч 27813, Нальчик). НПМУ. Экипаж вертолета находился в составе дежурных сил ПСС на аэродроме Моздок, в нарушение инструкций был привлечен к перевозке ведомственных пассажиров. В ходе перелета по маршруту Моздок-Ханкала вертолет столкнулся с земной поверхностью, разрушился и сгорел. Погибли три члена экипажа и еще 4 человека находившиеся на борту.
Майор Погалов Петр Алексеевич, командир вертолета, родился 19 октября 1958 года. Похоронен на "Игнатовском кладбище" города Ярославль.
Капитан Дрозденко Александр Владимирович, летчик-штурман, родился 8 июня 1963 в городе Энгельс Саратовской обл. Призван Энгельсским ГВК. Награжден "Орденом мужества" (Посмертно). Похоронен 9.10.1996 в Энгельсе.
Ливеренко Вадим Револьдович, бортовой техник

                   www.skywar.ru - Авиация в локальных войнах Rambler's Top100Rambler's Top100